28.06.2020     0
 

В каких случаях проводится запрос предложений по 44-ФЗ и в чем особенности данной процедуры


Определяемся с процедурой

Запрос предложений проводится далеко не во всех случаях и не всегда по желанию заказчика. Это конкурентная закупка, доступная всем желающим участникам. Сведения о запросе предложений размещаются в ЕИС на общих основаниях (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 83.1 44-ФЗ). Прежде чем осуществить заказ, организация обязана составить план-график и учесть в нем все планируемые закупки.

Все ситуации, при которых допускается проведение запроса предложений, определены в законе о федеральной контрактной системе (ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ):

  • приобретение спортоборудования, инвентаря и экипировки для подготовки и участия сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • поставка товаров, работ, услуг (ТРУ) по контракту, расторгнутому по инициативе заказчика (ч. 9 или 15 ст. 95);
  • закупка лекарственных препаратов, назначенных по медицинским показаниям или по решению врачебной комиссии;
  • приобретение услуг отечественных или иностранных специалистов по защите интересов России в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи;
  • заказы после признания открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона не состоявшимися (ч. 4 ст. 55.1 и ч. 4 ст. 71);
  • приобретение изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
  • закупка жилой недвижимости для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перед началом процедуры необходимо подготовить основные регистры — закупочную документацию, проект контракта и извещение (ч. 1, 3, 6, 7 ст. 83.1 44-ФЗ). Если у заказчика есть потенциальные поставщики, то он направляет им приглашение принять участие в процедуре. Вот полная пошаговая инструкция для заказчика по запросу предложений в электронной форме по 44 ФЗ с подробным описанием каждого действия организации, приобретающей товары, работы и услуги.

Наиболее популярные способы закупок

Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:

  • электронный аукцион;
  • закупки у единственного поставщика;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс.

Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.

Шаг 6. Готовим протоколы

Документы заказа составляются по общим правилам. Все сведения, указанные в документации, совпадают с информацией из извещения (ч. 6 ст. 83.1 44-ФЗ).

Документация готовится так:

  1. Прописываем объект закупки и основные условия контракта, руководствуясь статьей 33. Для строительных тендеров в обязательном порядке вносим проектную документацию.
  2. Обосновываем начальную (максимальную) цену контракта. Прикладываем расчет. Для тех случаев, когда нельзя определить точное количество товара, рассчитываем начальную цену единицы товара.
  3. Устанавливаем требования к формату, содержанию и составу заявки. Прикладываем образец. При необходимости используем типовые формы документации, проекта контракта, извещения и заявок (ПП РФ № 1401 от 05.11.2019). Ссылаемся на типовые документы при формировании закупочной документации.
  4. Определяем, возможна ли отмена запроса предложений в электронной форме. По нормам 44-ФЗ отмена такой процедуры невозможна, равно как и внесение изменений в документацию и извещение после их публикации (ч. 5 ст. 83.1). Этот норматив надлежит прописать во всех документах заказа.
  5. Выявляем основные критерии оценок заявок на участие в электронном запросе (ст. 32, ПП РФ № 1085 от 28.11.2013). Расписываем величину значимости каждого критерия, правила рассмотрения и анализа запросов участников.

После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протоколирующий документ. Все протоколы в запросе предложений готовятся по общим правилам и публикуются в ЕИС. В первую очередь составляется протокол проведения электронной процедуры. Вот что в нем указывают (ч. 18, 19 ст. 83.1 44-ФЗ):

  • информацию обо всех поданных запросах (формируется специальная таблица);
  • причины отклонения;
  • сведения о лучшей заявке.

Если на участие в процедуре подали всего одну заявку, то в протоколе перечисляются предложенные условия исполнения контракта.

У электронного запроса предложений есть одна документальная особенность: ответственный специалист готовит выписку из протокола. Выписку в обязательном порядке публикуют в ЕИС не позже дня окончания анализа заявок (ч. 20 ст. 83.1 44-ФЗ). Протокол проведения процедуры размещают не сразу, а вместе с итоговым протоколом (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ).

Предлагаем ознакомиться  Договор соц найма какие документы нужны

Электронную процедуру признают несостоявшейся, если:

  • подали одну заявку, и комиссия признала ее соответствующей требованиям заказчика;
  • подали несколько заявок, но только одна из них признана соответствующей.

В таком случае организация вправе заключить контракт с единственным поставщиком (п. 25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). По законодательным нормам, участникам запроса предложений или участнику запроса предложений, подавшему единственную заявку на участие в запросе предложений, предлагается направить окончательное предложение не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения торговых процедур.

У заказчика есть и другой вариант: внести изменения в план-график и провести новый заказ. Если на электронный запрос предложений не подали ни одной заявки, все поданные заявки отклонены по причине несоответствия или второй участник уклонился от заключения контракта после уклонения победителя, заказчик обращается в ФАС и согласовывает заключение контракта с единственным поставщиком (ч. 27 ст. 83.1, п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Окончательные предложения рассматривают не позднее следующего рабочего дня после окончания срока их предоставления (ч. 23 ст. 83.1 44-ФЗ). Не допускается ухудшение первоначальных условий, комиссия отклонит такой запрос и учтет первоначальную заявку (ч. 21 ст. 83.1 44-ФЗ). Аналогично поступят, если участник не направит окончательное предложение в положенный срок.

Выигрывает тот участник, в чьем окончательном предложении представлены наиболее привлекательные условия при полном соответствии критериям заказчика (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ). Если таких предложений несколько, то побеждает тот участник, который раньше направил запрос.

Победителя указывают в итоговом протоколе. Члены комиссии отражают все условия участников из их окончательных предложений и результаты рассмотрения всех поданных заявок. Итоговый протокол публикуется сразу же после его подписания одновременно с протоколирующим регистром о проведении процедуры.

В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги  на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.

Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:

  • можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
  • не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
  • минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:

  • высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
  • ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.

Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).

Оксана Шипунова на вебинаре «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации» рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.

Используются разнообразные конкурентные способы закупки по 223-ФЗ. До 01.07.2018 законодательно было закреплено только два вида процедур: электронный аукцион и конкурс, которые обязательно закрепляются в Положении о проведении закупок. После вступления в силу изменений в положении заказчик обязательно должен прописать алгоритм проведения аукциона, конкурса, а также запроса предложений и запроса котировок по 223-ФЗ.

При этом заказчик имеет право установить в положении иные способы выбора исполнителя. Примерами могут быть редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. При этом заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.

Шаг 2. Разрабатываем проект контракта

Проект контракта формируется исходя из всех требований и потребностей заказчика. Каждая организация использует собственные наработки или типовые формы контрактов. При разработке документа не забываем о нормативах ст. 34 44-ФЗ.

Победитель запроса предложений в электронной форме — это участник, отвечающий всем критериям заказчика и предложивший наилучшие условия исполнения контракта. Общий порядок проведения запроса предложений в электронной форме по 44 ФЗ предусматривает последующее заключение контракта с победителем. Контракт формируется на основании проекта с указанием информации о победителе, предложенной им цене контракта, предмете закупки, условиях поставки и других важных параметров.

Предлагаем ознакомиться  Хозяйственные расходы включают в себя

Контракт заключается после того, как его подписывает заказчик и публикует в ЕИС. После этого победителю возвращается обеспечение заявки. Возврат средств осуществляется банком в течение одного рабочего дня после уведомления оператора электронной площадки о заключении сторонами контракта.

Электронный аукцион

Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.

Достоинства электронного аукциона:

  • минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
  • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
  • сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
  • возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.

В каких случаях проводится запрос предложений по 44-ФЗ и в чем особенности данной процедуры

Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:

  • невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
  • более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
  • риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
  • риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
  • невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.

1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.

2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:

  • если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
  • если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.

Если заказчик знает поставщиков, которые отлично исполняют предмет заказа, он вправе инициировать их участие в электронной процедуре (ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ). Получают приглашение те поставщики, которые в течение полутора лет до проведения закупки добросовестно исполняли аналогичные заказы. Разработайте образец приглашения и направьте его потенциальным исполнителям.

При отправке приглашений учитывайте сроки проведения запроса предложений в электронной форме по 44 ФЗ — извещение размещается не позднее пяти рабочих дней до запланированного окончания приема заявок (ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ). Не стоит нарушать отведенные сроки, иначе заказчика оштрафует ФАС (решение Татарстанского УФАС России от 31.07.2019 № 016/07/8-1140/2019).

Для тех электронных процедур, которые осуществляются из-за расторжения контракта, действует такое правило: заказчик направляет приглашения тем лицам, которые участвовали в закупке и чьи заявки не были отклонены, за 5 дней до окончания приема запросов от участников.

Шаг 3. Формируем извещение

В извещении указываем все, что ранее внесли в документацию. По сути, извещение — это документ, в котором аккумулируются все сведения о проводимой электронной закупке. Вот что необходимо включить в извещение (ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ):

  • наименование заказчика, информацию о должностном лице и основные контакты (п. 1 ст. 42);
  • название и электронный адрес торговой площадки;
  • предельный срок (дата и время окончания подачи), место и порядок подачи заявок (п. 6 ст. 42);
  • сроки рассмотрения и анализа заявок;
  • основные условия контракта и начальную цену (контракта или единицы товара), ориентировочную цену, формулу цены (ч. 24 ст. 22, ч. 2 ст. 34);
  • ИКЗ;
  • установленные в отношении поставщика ограничения;
  • способ определения поставщика;
  • сведения о вносимом обеспечении заявки или контракта;
  • преимущества по ст. 28 и 29 44-ФЗ;
  • информацию о применении правил национального режима по ст. 14 44-ФЗ;
  • основные требования и список обязательных документов;
  • сведения о банковском сопровождении и обеспечении гарантийных обязательств (п. 2 ч. 4 ст. 83.1, п. 8 ст. 42, ст. 35, ч. 1 ст. 96).

Если проводите заказ в рамках гособоронзаказа, отметьте это отдельным блоком в извещении (п. 2 ч. 4 ст. 83.1, п. 11 ст. 42 44-ФЗ). Рекомендуется отдельно указать сведения о сумме авансирования, если это предусмотрено условиями контракта.

Извещение, закупочная документация и проект контракта размещаются в ЕИС с использованием функционала информационной системы.

Предлагаем ознакомиться  Где дешевле страхование ипотеки Сбербанка?

Запрос котировок

Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.

Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).

Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.

Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:

  • определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
  • минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
  • минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).

Запрос котировок имеет ряд недостатков:

  • высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
  • более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
  • высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
  • отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.

Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.

Закрытый конкурс

Проведение открытого конкурса позволяет:

  • получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
  • часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.

Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:

  • При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
  • При выполнении работ:
    • Для сохранения объектов культурного наследия;
    • Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
    • При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.

Двухэтапный конкурс

Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:

  1. конкурс проводится для заключения:
    • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
    • энергосервисного контракта;
    • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  2. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).

Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.

1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;

3. заключение контрактов:  

  • по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
  • по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
  • по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

В каких случаях проводится запрос предложений по 44-ФЗ и в чем особенности данной процедуры

4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).

Шаг 5. Рассматриваем и оцениваем заявки

Как только заканчивается срок подачи заявок, оператор электронной площадки направляет предложения участников, но не позднее следующего рабочего дня (ч. 15 ст. 83.1 44-ФЗ). Рассмотрением и оценкой заявок занимается закупочная комиссия. Члены комиссии вправе отстранить участника, если он не соответствует требованиям документов заказа, предоставил ложную или недостоверную информацию или нарушил установленные правила национального режима (ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ).

А вот за что отстранять участников нельзя:

  • если в заявке нет документов, подтверждающих преимущество для предприятий уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов (п. 4 ч. 9 ст. 83.1, ст. 28, 29 44-ФЗ);
  • если отсутствует документация, предусмотренная п. 5 ч. 9 ст. 83.1 44-ФЗ (кроме тех заказов, для которых действуют правила национального режима).

Закупочная комиссия оценивает все поступившие заявки и принимает решение об их допуске или отстранении. Отстраненные запросы в дальнейшем не оцениваются.


Свежие комментарии
    Рубрики
    Adblock detector