09.07.2020     0
 

На все ли мопеды нужны права


На каком транспорте можно ездить без прав

Нередко скутер приравнивают к мопеду или к обычному мотоциклу. Действие неверно. Фактически скутер находится где-то посередине. От мопеда транспортное средство отличается конструктивным происхождением. Если речь идет о скутере, то это облегченная модификация мотороллера. Вышеуказанное транспортное средство в свою очередь является разновидностью полноценного мотоцикла.

В ПДД отсутствует официальное определение скутера. Дело в том, что личностные рамки транспортного средства очень широкие. В 2020 году они варьируются от категории М до А.

Так, имеют место быть следующие модели скутера:

  • гиперскутер – объем двигателя превышает 500 кубических сантиметров;
  • максискутер – объём двигателя составляет 250-400 кубических сантиметров;
  • мидискутер – объём двигателя равен 125-250 кубическим сантиметрам.

Большой разброс существенно усложняет определение скутера с юридической точки зрения. В ПДД отражены термины «мопед» и «мотоцикл». Уточнения по категориям выполняются на основании скоростных и конструктивных характеристик транспорта. Однако нужно принимать во внимание следующие особенности:

  1. Большинство моделей скутеров имеют объём двигателя равный 50-125 см в кубе. В результате потребуется получить права категории А1 (ст. 25 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения»).
  2. Мощность двигателя классических моделей мопедов составляет до 50 кубических сантиметрах. Для выезда на дорогу необходимо получить удостоверение категории М.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в 2020 году скутер относится к категории легких мотоциклов А1, однако лишь условно. Многое зависит от конкретной модели.

Для езды на большинстве транспортных средств необходимо обучение и получение удостоверения. Но есть группа транспорта, на котором перемещение допускается без сдачи экзаменов и оформления документов. К ним относят:

  1. Ролики и самокаты. В полном смысле техникой это назвать нельзя, но для управления скейтбордами, электросамокатами, в том числе и на электродвигателе, получение разрешения не требуется. Их «водители» в правах приравнены к пешеходам. Такие «транспортные средства» не имеют мотора и двигаются только за счет усилий человека, причинить сильный вред при столкновении они не способны.
  2. Велосипед. Управлять им можно без удостоверения. И хотя вопрос относительно необходимости регистрации такой техники и получения прав и госномера велосипедистам поднимался не раз, на сегодняшний день водить их может любой человек, даже если это электровелосипед.
  3. Гироскутер или мотоколесо. Такие устройства отличаются от предыдущих наличием мотора. Но, несмотря на это, регистрировать их или сдавать экзамен для управления не требуется. «Водители» не приравниваются к пешеходам, хотя и могут перемещаться даже по тротуару, а считаются владельцами электромобиля.
  4. Мотоблок. Наличие мощного двигателя, как у мотоцикла или скутера, не является основанием для оформления прав. Это приспособление не предназначено для езды по дорогам, поэтому получение ПТС или удостоверения для его использования не требуется.
  5. Электротехника. Все приспособления, типа электроскутера или электромотоцикла, которые не развивают скорость больше 50 км/ч и мощность их менее 250 Ватт, не требуют получения прав. По сути, они отличаются лишь наличием двигателя на батарее, заряда и мощности которой недостаточно для присвоения ей категории полноценного транспорта.

В остальных случаях требуется оформление удостоверения, особенно это касается снегохода, мотоцикла, гидроцикла и прочей техники. Это необходимо для обеспечения безопасности движения.

Увеличение количества аварий на дорогах привело к необходимости ужесточения требований к получению прав для вождения скутеров. Для них предусмотрена категория М, а права могут получить молодые люди, отметившие свое 16-летие. Перед этим осуществляется прохождение обучения и сдается экзамен. За вождение транспортным средством без специального удостоверения предусмотрен штраф.

Ответственность за езду на скутере (мопеде) без прав

Для начала попробуем разобраться в том, что же такое мопеды и что такое скутеры, а также в чём заключается разница между этими средствами передвижения.

На все ли мопеды нужны права

Мопед является двухколёсным транспортным средством, которое предначено для езды на сравнительно небольшие дистанции. Безусловно, его считают очень экономичным средством передвижения, которое позволяет эксплуатировать его даже людям с небольшим достатком. Мопед потребляет немного бензина, а его максимальная скорость достигает 50 км/ч.

Мопед Gvalior Street

Мопед по техническим возможностям не должен передвигать быстрее 50 км/ч

Скутер можно назвать довольно близким родственником мотоцикла, но в уменьшенном виде. Как правило, на скутерах стоят коробки передач (вариаторы), а также установлены двигатели с объёмом, который гораздо больше, чем у мопедов. Соответственно, скорость его также гораздо выше. Максимальная может достигать более 120 км/ч.

В сознании россиян мопеды и скутеры в определённом смысле роде отождествляются, хотя их нельзя считать равнозначными представителями семейства маломощных средств транспорта. Но последние изменения в отечественных Правилах дорожного движения, касающиеся владельцев подобных средств передвижения малой мощности, поставили их в один ряд, чем практически уравняли с правовой точки зрения.

Скутер Yamaha

Скутер часто отждествляют с мопедом, но он, как правило, мощнее

История уравнивания правового положения для владельцев скутеров, мопедов, мокиков в российских реалиях достойна отдельной статьи. Мы же скажем только, что нововведения в Правилах дорожного движения России были инициированы российскими законодателями ещё в 2010-м. С 2010 по 2013 годы было сломано немало копий в прениях на эту тему.

И вот в ноябре 2013-го новшества в российских ПДД всё же стали законом. С этого момента каждый владелец маломощного ТС (квадрицикла, мопеда, скутера, мокика) был обязан получить официальное право на управление ним. Естественно, потребовалась и постановка на регистрационный госучёт транспортных средств в отделении госавтоинспекции.

В ноябре 2014 начали действовать новые правила получения водительских прав мопедистами и скутеристами. Нельзя сказать, что на следующий день эта категория российских водителей массово ринулась получать водительские удостоверения и государственные номера. Поэтому на протяжении следующих лет сотрудниками ГИБДД проводилось множество рейдов практически во всех регионах страны по выявлению нарушителей новой редакции российских ПДД.

В конце концов подобная активность правоохранителей всё же дала свои результаты? и сегодня подавляющее большинство скутеров и мопедов на российских дорогах уже имеют государственные номерные знаки, а их владельцы обзавелись правами. Если же говорить о российской глубинке, то ситуация там гораздо менее красочная.

До 2013 года (фактически — до 2014-го) управлять мопедом или скутером без всяких прав мог любой подросток. Теперь важен минимальный возраст в 16 лет и наличие хотя бы прав с открытой категорией «М». Кроме того, на транспортные средства с двигателями до 50 куб/см придётся получить специальный государственный номер.

Оформлять же страховой полис ОСАГО можно в добровольном порядке. Хотя, как показывает практика, подобные транспортные средства представляют повышенную опасность как для их водителей, так и для других участников дорожного движения. Во-первых, управляют ими, как правило, молодые люди, которые не имеют достаточного опыта вождения и не всегда могут адекватно оценить дорожную ситуацию.

Во-вторых, они практически не защищены. Поэтому при дорожно-транспортном происшествии и падении с мопеда или скутера водитель получает множественные травмы. Поскольку аварийность данных транспортных средств очень высока, страховой полис ОСАГО всё же желательно оформить, иначе при нанесении ущерба в результате ДТП третьим лицам возмещать материальные потери пострадавшей стороны придётся за счёт собственных средств.

https://www.youtube.com/watch?v=gR1-ZdYXRZw

По прошествии практически трёх лет с момента нововведения в российское дорожное законодательство автомобильные эксперты сходятся во мнении, что получение водительских прав водителями и регистрация самих транспортных средств малой мощности привело к вполне ожидаемым результатам. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием водителей скутеров и мопедов значительно уменьшилось.

Опыт многих стран говорит о том, что установка номеров на них и получение их владельцами базовых знаний по Правилам дорожного движения неизбежно дисциплинирует молодых людей, которые обычно управляют ними. Они приучаются к ответственности за соблюдение правил передвижения по дороге, учатся уважать других участников дорожного движения и начинают понимать результаты своих действий и манёвров. А большие штрафы за несоблюдение норм закона приучают к внимательному и осознанному отношению к езде по дорогам общего пользования.

Ранее управление мопедом или скутером осуществлялось без водительского удостоверения, но в 2018 году оно нужно. Причина этих изменений заключается в необходимости повышения безопасности дорожного движения. Теперь водитель скутера или мопеда в обязательном порядке должен иметь водительское удостоверение, а в нём — соответствующую категорию («М», «А1» или «А»).

На все ли мопеды нужны права

В сознании обывателей скутер и мопед часто отождествляются. Но на практике это не так. Мопед является механическим транспортом, который предназначен для передвижения на сравнительно небольшие дистанции. Максимальная скорость мопеда не должна превышать 50 км в час, а на нём должна отсутствовать коробка передач.

Регламентируется использование данных транспортных средств Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» и Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ

Категории нового водительское удостоверение

Новое водительское удостоверение имеет множество категорий

Для езды на скутерах и мопедах, чей объем двигателя не превышает 49,9 куб. см, потребуется наличие прав категории «М». Ведь даже водитель маломощного мопеда или скутера является полноценным участником дорожного движения и имеет возможность создания аварийных ситуаций. Исключением из данного правила может быть наличие в водительском удостоверении категории «А» или «А1».

Если в правах есть хотя бы одна из них, то можно ездить на мопеде без перспективы неприятного общения с сотрудниками ГИБДД. В последние годы появилось множество мопедов и скутеров с электрическими двигателями. Для управления таким транспортом тоже потребуется открывать категорию «М», если мощность электродвигателя варьируется в пределах 0,25 – 4 квт.

Мопед

Управление мопедом потребует категории «М»

Стоимость получения прав на скутер

Зная, что права на скутер нужны, и при этом управляя транспортом без них, человек сильно рискует. Если средство достаточно мощное, чтобы попасть под категорию «М», водитель обязан иметь при себе удостоверение, так как в этом случае предусмотрен штраф:

  • от 5 до 15 тыс. руб. для лиц, не проходивших экзамен и не получивших права.
  • 500 рублей для граждан, забывших их дома или потерявших, но не успевших восстановить.
Предлагаем ознакомиться  Приказ о передаче дел главного бухгалтера - образец

Узнав ответ на вопрос, нужны ли права на мопед или скутер, гражданину важно понять, как их получают и в каком порядке. Управление без подтверждающего удостоверения является незаконным и наказывается.

Как получить права на скутер:

  1. Обратиться в специализированное учреждение для прохождения обучения.
  2. Выучить теорию ПДД и овладеть практическими навыками вождения, в том числе и в условиях городских дорог.
  3. Сдать экзамен в Госавтоинспеции (там же, где оформляются национальные и международные права).

Проводить обучение должно специализированное заведение, с лицензией на осуществление такой деятельности. Состоит экзамен из двух частей: сдача теории и выполнение практических действий. Если человеку не удается сдать один из них, он допускается к пересдаче только через 7 дней. Выдается удостоверение после оплаты госпошлины и предоставления всех документов, сроком на 10 лет.

Некоторые и сегодня продолжают утверждать, что для вождения транспортных средств с объёмом двигателей менее 50 кубов права не требуются. Они глубоко ошибаются. Последняя редакция российских ПДД утверждает, что любой водитель, управляющий механическим ТС, должен всегда возить с собой и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД водительское удостоверение, в котором открыты соответствующие категории.

На все ли мопеды нужны права

Для открытия в водительских правах категорий «М» или «А1» необходимо пройти стандартную медицинскую комиссию, которую проходят водители, имеющие права более высоких категорий. Как для получения категории «М», так и для получения «А1» необходимо отсутствие ограничения по состоянию здоровья. Первым делом проверяются зрение и психическое состояние кандидата в будущие водители.

Наличие в водительском удостоверении более высокой категории, например, «B» или «C», автоматически даёт право на законных основаниях ездить за рулём скутера или мопеда. Если скутериста, обладающего подобными правами, остановит сотрудник ГИБДД, то ему можно смело показывать водительское удостоверение, после чего спокойно ехать дальше.

Однако наличие категории «B» и выше не даёт права на вождение мотоциклов. Речь идёт только о тех типах мопедов и скутеров, для которых необходима категория «М». Для тех, кто получил права на управление легковым или грузовым автомобилем, получить права на вождение мотоцикла (А/А1) довольно просто. Для этого потребуется только нанести визит в отделение ГИБДД и подать соответствующее заявление.

К сожалению, многие продолжают халатно относиться к выполнению требования нормы закона. Особенно это можно проследить в российской глубинке. Здесь водители скутеров и мопедов часто густо выезжают на дорогу без каких-либо документов, без шлемов, могут доверять управление подобными транспортными средствами детям, не имеющим никакой практики вождения.

И хоть дорожная полиция старается всеми силами бороться с подобным явлением, но халатность и необязательность скутеристов продолжает быть притчей во языцех в среде российских водителей. Возможно, многие не знают, но за вождение скутера или мопеда без соответствующей категории в правах законом предусмотрен весьма солидный штраф.

от 5000 до 15000 рублей. Если же транспортным средством управляет водитель, которого в законном порядке лишили права управлять транспортом, то подобный недобросовестный «ездок» получит административный штраф уже в размере 30000 рублей. Также он может быть арестован на пятнадцать суток или осуждён к обязательным работам до двухсот часов.

Как видим, законодательная вилка в данном случае очень широка. Всё зависит от ситуации, личности нарушителя и твёрдости инспектора ГИБДД. Иногда бывают случаи, когда сотрудники дорожной полиции останавливают скутериста или мопедиста и выясняют, что у него нет ни регистрационных номеров, ни права на управление данным транспортным средством.

Необходимо заметить, что речь в данном случае идёт об абсолютном отсутствии у водителя прав, при этом подразумевается, что он никогда не обучался на специальных курсах в автошколе и не сдавал экзамены по теории Правил дорожного движения в ГИБДД. Если же права были случайно забыты дома, то в таком случае водителя могут оштрафовать всего на 500 рублей.

Строгость административного наказания в отношении тех, кто был лишён прав на управление транспортными средствами и в этой ситуации вновь сел за руль, объясняется тем, что подобная категория граждан дважды нарушает закон.

Поскольку закон разрешает получение права на мопед, скутер и мотоцикл с 16 лет, то говорить о совершеннолетии подобных водителей не приходится. Но если инспектор дорожной полиции останавливает скутер, которым управляет подросток, не достигший 16 лет и, соответственно, не имеющий водительских прав, то транспортное средство у него временно изымается, а рассмотрение дела об административном правонарушении переходит к комиссии по делам несовершеннолетних.

Сотрудники ДПС остановили малолетнего водителя скутера

За дейстия подростка без прав на скутере несут ответственность его родители

При совершении подростком без прав дорожно-транспортного происшествия весь нанесённый ущерб будет также возмещается за счёт его родителей. Как правило, при подобных ситуациях водитель скутера или мопеда, не имеющий прав, априори признаётся виновным в совершении ДТП, если родители ребёнка не докажут обратного в суде.

Парадокс заключается в том, что получить водительские права категории «M» не так просто. После принятия закона в 2013 году многие владельцы мопедов и скутеров бросились искать автошколы, где можно было открыть в соответствующую категорию. Но каково же было их разочарование, когда они не смогли обнаружить ни одной автошколы, где бы уже была внедрена официально утверждённая программа подготовки водителей категории «M».

Первая автошкола, которая стала готовить скутеристов и мопедистов, появилась в начале 2015 года. На данный момент существует и действует утверждённая программа по подготовке водителей маломощных транспортных средств. Как ни странно, найти отдельные группы по подготовке скутеристов или мопедистов в автошколах практически невозможно.

Некоторые выбирают более высокие категории, поскольку считают, что со скутера рано или поздно пересядут за руль автомобиля. Молодые люди, которые впервые садятся за руль маломощного транспортного средства, в любом случае должны достигнуть 16 лет. Как правило, они идут обучаться сразу на право вождения мотоциклом.

Однако из финансовых соображений иногда можно и учиться на категорию «M». Но только в том случае, если она есть в автошколе. Несмотря на существование государственной программы, подбор групп в автошколах происходит с завидной нерегулярностью. Поэтому при обращении к руководству автошколы могут порекомендовать прийти через два месяца или просто обратиться позже, например, через полгода.

На все ли мопеды нужны права

Стоимость обучения водителей мотоциклов отличается в разных регионах страны и поэтому нельзя назвать единой суммы. Средний размер составит около 15 000 рублей. Выучиться на категорию «M» будет несколько дешевле — около 10 000 рублей. Но те, кто думает в расчёте на перспективу, идут учиться на более высокие категории.

Ведь это более практично. Для того чтобы получить высшую категорию, следует вновь пройти курс обучения. А вот низшая категория открывается автоматически. Поэтому «М», если есть такая необходимость, можно открыть автоматически, обратившись в отделение ГИБДД. При этом не придётся сдавать ни теоретического, ни практического экзамена.

Достаточно просто обратиться в отделение ГИБДД с заявлением об открытии низшей категории. Хоть она и будет открыта автоматически, но само водительское удостоверение потребует замены, поскольку в нём будет открыта ещё одна категория. Но это процесс совершенно не сложный, следует лишь оплатить небольшую госпошлину за замену водительских прав. Открытие новой категории без замены удостоверения невозможно технически.

Нужны ли права на скутер до 50 кубов в 2020 году?

Права на скутер необходимы с 2014 года. Дело в том, что 10 декабря 2012 года на рассмотрение был внесён законопроект о корректировке ФЗ «О безопасности дорожного движения». Нормативно-правовой акт одобрили 5 ноября 2013 года. Однако документ вступил в силу только через год. Желающие смогли поступить в автошколу для получения водительских прав на маломощный транспорт.

В 2020 году для управления скутером необходимо удостоверение категории М (объем двигателя скутера не более 50 куб.см.), А1 (объем двигателя скутера более 50 куб.см. и менее 125 куб.см.) или А (объем двигателя скутера более 125 куб.см.). Всё зависит от мощности двигателя.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

На скутере, чей объём двигателя меньше 50 кубических сантиметров, необходимы права категории М. Если обратиться к статье 25 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», выяснится, что такое удостоверение нужно на мопеды и легкие квадрициклы. Определение первого транспортного средства закреплено в пункте 1.2 ПДД РФ.

Предлагаем ознакомиться  Образец запроса в банк о предоставлении информации по картотеке

Здесь говорится, что мопедом именуют двух или трехколесное ТС с рабочим объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров и максимальной скоростью не более 50 кмч. Если скутер соответствует этим характеристикам, он признается мопедом. В результате возникает необходимость в получении водительского удостоверения на скутер категории М.

Пошаговая инструкция получения прав категории М

На заметку! Экзамен, который станет основанием для получения водительского удостоверения на управление мопедом, состоит из теории и практики. Перед обучением требуется не только узнать стоимость данного процесса, но обратить внимание на выбор подходящего педагога. Это важно, так как от этого будет зависеть общее качество обучения.

Среди экзаменаторов, принимающих экзамен, могут выступать официальные должностные лица ГАИ, возрастной категорией старше 25 лет. Есть определенные требования к лицам, которые занимаются приемом экзамена: высшее образование; стаж вождения мопедами не менее 5 лет; удостоверение водителя категории М/В.

После удостоверения в наличии всех необходимых документов и разрешений, можно подписывать договор на обучение и вносить плату. После пройденного курса будущий водитель будет направлен на экзамен в специализированное подразделение Государственной автоинспекции.

Обучение осуществляется по утвержденным на официальном уровне программам: теория 72 час; практика 30 часов; из практики около 18 часов будет отведено на вождение. В качестве теории будущий водитель будет изучать такие вопросы, как непосредственно сами правила движения, устройство и обслуживание техники, азы оказания медицинской помощи, а также немного о психологии вождения и пешеходов. Сдается теория по обычной схеме — прошедшие обучение садятся за ПК и отвечают на 20 вопросов по всем основным категориям знаний.

Водительское удостоверение на мопед выдается в том же официальном порядке, что и документы на иные средства передвижения. Говоря иными словами, человек, который стремится их получить, обязательно должен пройти специальное обучение в автошколе. Это законное основание, нарушение которого достаточно строго наказывается, а не формальность.

Если претендент на получение прав не сдал теоретическую часть или практику, он автоматически перенаправляется на пересдачу. Вторичный экзамен проходит не ранее 7 дней от первой попытке. Если человек не прошел экзамен второй раз, на следующую попытку он будет направлен только через месяц. После успешной сдачи всех частей экзаменов, то есть практики и вождения, водитель получает удостоверение, срок актуальности которых составляет 10 дней от даты выдачи.

Всё зависит от необходимой категории удостоверения на скутер. Если нужны права М или А1, обзавестись ими можно с 16 лет. Удостоверение категории А выдается только с 18 лет. Соответствующие правила закреплены в статье 26 ФЗ №196 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».

  1. Выбрать автошколу, в которой присутствует необходимая программа, и подать заявление.
  2. Дождаться зачисления, оплатить обучение и завершить теоретические и практические занятия.
  3. Сдать внутренний экзамен и подготовить пакет документов для ГИБДД.
  4. В назначенный день посетить место проведения экзамена и выполнить поставленные задачи.
  5. Узнать итоговый результат. Если он положительный, можно получить права.

Для того, чтобы гражданина допустили до экзамена на получение прав на скутер, потребуется подготовить пакет документов. В список нужно включить:

  • удостоверение об окончании автошколы;
  • заполненное заявление;
  • паспорт;
  • медицинскую справку.

Экзамен будет проводиться в соответствии с положениями параграфа 2 постановления Правительства РФ №1097 от 24 октября 2014 года «О допуске к управлению транспортными средствами». Испытание состоит из теоретической и практической части. Если гражданину необходимы права на скутер, езда в городе не осуществляется. Испытание ограничивается выполнением заданий в условиях автодрома.

Проверку знаний проводят уполномоченные должностные лица в подразделении Госавтоинспекции. Изначально гражданин должен сдать теорию. Проводится проверка:

  • знаний ПДД;
  • понимания ответственности за несоблюдение правил;
  • освоения информации о допуске транспортного средства к эксплуатации;
  • присутствия сведений об оказании первой медицинской помощи.

Когда теория пройдена успешно, предстоит сдать практику. Во время неё оценивается умение трогаться с места, маневрировать на скутере, использовать зеркала заднего вида. Комплекс упражнений состоит из 3 частей. Человек обязан выполнить их все. Если успешно выполнить упражнение не удалось, проводится пересдача.

В пункте 7 статьи 25 ФЗ №196 от 10 декабря 1996 года «О безопасности дорожного движения» говорится, что российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее присутствие права на управление автомобилем любой из категорий и подкатегорий, дает право водить ТС категории М.

Если присутствует потребность в наличии удостоверения А или А1, категория B не открывает доступ к вождению таких скутеров. Соответствующее правило вытекает из положений вышеуказанного нормативно-правового акта. Получать удостоверение придётся отдельно.

Получение водительских прав категории «М» в России возможно с 16 лет.

На все ли мопеды нужны права

Категория необходима для управления скутерами и мопедами, которые имеют объём двигателя менее 50 кубиков. Если же мопеды или скутеры имеют объём двигателя от 50 до 150 кубов, то потребуется уже открытие иной категории водительских прав – «А1». Сдать на неё можно тоже в 16 лет. На практике же в автошколе возможно обучаться и с 15 лет, но водительское удостоверение будет получено только в 16.

Мопед Карпаты-Спорт

В советское время мопед «Карпаты-Спорт» считался последним писком моды

Ещё раз вернёмся к уже изрядно поднадоевшей всем теме: если кубатура двигателя не превышает 50 куб/см, то нужно ли разрешение на управление подобным транспортным средством? Вопреки расхожему мнению о том, что на некоторые модели китайских или японских скутеров, а также старую советскую технику не нужно получать права, можем смело утверждать, что их водителям также необходимо иметь как минимум открытую категорию «М», поскольку весь подобный транспорт входит в категорию механических транспортных средств.

Есть одна категория механических транспортных средств, которая не требует получения водительских прав. Как ни странно, можно без водительского удостоверения ездить на достаточно мощных двухколёсных транспортных средствах. Речь идёт о мопедах для мотокросса. Они представляют собой довольно впечатляющие аппараты, причисленные к спортивным снарядам.

К транспортными средствам, на которые нет необходимости получить права соответствующей категории, относятся сигвей, моноколесо, медицинская коляска без мотора, велосипед без мотора, квадроцикл при езде по полям, газонокосилка. На все остальные виды транспорта водительская лицензия всё же нужна.

1. У Вас есть действующее (не просроченное) водительское удостоверение любой категории, и Вы не лишены права управления?

2. В 12 столбце Вашего водительского удостоверения есть отметка ML?

Вы можете управлять скутером с рабочим объёмом двигателя до 50 см3, имея на руках водительское удостоверение для предъявления для проверки сотруднику ГИБДД.

Вы не можете управлять скутером, так как для этого Вам потребуется действующее водительское удостоверение любой категории с отсутствующей отметкой ML в 12 графе.

Итак, наличие права управление тем или иным транспортным средством в зависимости от наличия определённой категории в правах регулируют несколько законодательных актов. Но нам для ответа на наш вопрос понадобится только один: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (далее «ФЗ «О БДД»). Он является основополагающим для многих других правовых актов (они основываются на нём), сам он основан на международных соглашениях и принципах.

Как видим, всё просто — имея права в принципе, Вы имеете право управлять скутерами рабочим объёмом до 50 кубиков. Хотя, всё же есть один нюанс, и о нём ниже.

Есть, однако, мнение на просторах интернета о том, что в графах 10 и 11 в любом случае должна быть проставлена категория M и, таким образом, дано право управления категорией M при её наличии в правах. Это, однако, неправда, потому как ФЗ О БДД не упоминает такого условия для наличия права управления скутерами.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Как выглядят права на скутер?

В 2011 году водительские удостоверения в РФ обновили. Это было сделано для приведения документа в соответствие с международными нормами. Это дает возможность управлять транспортным средством на основании российского удостоверения в других странах. Из-за введения категории М в 2014 году произошло очередное обновление.

В 2020 году права на скутер представляют собой заламинированные бумажные бланки, между которыми вклеена пластмассовая вставка. Это позволяет отнести документ к изготовленному на пластиковой основе. Размер удостоверения составляет 85,6 на 54 мм. Углы закруглены. Бланк обладает рядом защитных элементов от подделок. Присутствуют:

  • водяные знаки;
  • защитная сетка;
  • надписи, нанесенные светящейся краской.

Список не является исчерпывающим. Спереди нанесено название водительского удостоверения на скутер. Надпись присутствует лишь на русском. Слева вверху расположен обязательно значок RUS. По всей ширине водительских прав на скутер присутствует стилизованное изображение дороги с прерывистой разметкой. Слева располагается фотография. Её величина составляет 21 на 30 мм. Разделы в документе не подписаны. Они обозначены цифрами. Здесь фиксируются следующие данные:

  • ФИО, год и место рождения;
  • срок действия водительского удостоверения;
  • организация, предоставившая права;
  • серия и номер удостоверения;
  • наименование категорий транспортных средств, которыми может управлять гражданин.

На обороте водительских прав на скутер размещена таблица с категориями. В 2020 году дополнительно присутствует графа «особые отметки». Здесь применяются обозначения, понятные зарубежным автоинспекторам. Дополнительно дублируется серия и номер, которые нанесены на лицевой стороне. Присутствует штрих-код, предназначенный для считывания электронным устройством. Это дополнительная защита от подделки.

Несколько слов о мощных скутерах

Сегодняшний рынок готов предоставить для покупателей массу различных транспортных средств, которые подходят под категорию скутеров. Выпускаются скутеры с двигателями большой мощности — от 50 куб/см и выше. Для управления подобным транспортным средством его водитель должен получить уже не указанную выше категорию «М», а совершенно другую – «А1».

На все ли мопеды нужны права

За вождение скутера с объёмом двигателя 150 и более кубических сантиметров необходима уже более высокая категория водительских прав. Владельцам подобной техники необходимо будет получение водительских прав категории А. Такие скутеры приравнивают к мотоциклам. Именно поэтому для их владельцев необходимо та же самая категории, как и для мотоциклистов.

Предлагаем ознакомиться  Мероприятия по легализации заработной платы

Существует также возрастное ограничение: водить подобные механические транспортные средства возможно только по достижении 18 лет. Данная категория даёт возможность управления любыми видами двух-, трёх-, или четырёхколёсных транспортных средств, если их масса не превышает 400 кг. Но обладателям этой категории водить автомобиль не разрешено.

Ответственность за езду на скутере (мопеде) без прав

Полиция остановила малолетнего скутериста

Родители этого подростка, скорее всего, заплатят большой штраф за его вождение без прав

Важно!Штраф за отсутствие прав на скутер (мопед) составляет 5 000 — 15 000 рублей.* Кроме того, водитель будет отстранен от управления двухколесным транспортным средством, а сам мопед (скутер) будет задержан и отправлен на штрафстоянку. Забрать это оттуда сможет только человек, имеющий водительское удостоверение, позволяющее управлять мопедами.

Все данные поправки вступили и уже действуют в 2018 году. Владельцы мопедов и других подобных средств должны открыть в правах новую категории М. Следует заметить, что управление мотосредствами возможно и при отсутствии данной открытой категории при условии, что имеется любая другая категория прав, например, В, С, и т.д.

Определенные коррективы затронули ПДД РФ. В частности, в пункте 1.2 закрепили определение мопеда. Им именуют двух или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная скорость которого не может быть больше 50 кмч, а рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 кубических сантиметров. По определению сюда же подходит маломощный скутер. Чтобы управлять такими ТС, необходима категория прав М.

Если установлен электродвигатель, его максимальная мощность в режиме длительной нагрузки должна составлять 0,25 — 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, обладающие аналогичными техническими характеристиками. Водитель такого транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение категории М (пункт 2.1 ПДД РФ).

Поскольку скутер – это нечто среднее между мопедом и мотоциклом, сходимость в наличии прав также присутствует. Их категория зависит от мощности двигателя. Если вышеуказанные характеристики для мопеда превышены, может потребоваться удостоверение А1. В 2020 году такие права необходимы на мотоциклы и скутеры с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью до 11 кВт. Если показатели выше, потребуется удостоверение категории А.

Технические характеристики

Дополнительно потребуется пройти профессиональное обучение. Категорию М и А1 можно получить с 16 лет. Для прав категории А нужно достичь совершеннолетия. Перечень медицинских противопоказаний к управлению скутером в 2020 году закреплен в Постановлении Правительства РФ №1604 от 29 декабря 2014 года. Основными из них считаются:

  • наличие психических расстройств или расстройств поведения;
  • болезни нервной системы и заболевания глаза и его придаточного аппарата;
  • отсутствие конечностей или их деформация;
  • снижение слуха ниже разрешённого уровня.
  • регион, в котором проходит обучение;
  • востребованность услуги;
  • состав пакета услуг;
  • категория прав, которые гражданин хочет получить.

Показатель стоимости получения прав на скутер в 2020 году варьируется от 10000 до 30000 руб.

Ни для кого не секрет, что увидеть на дороге пьяного водителя скутера или мопеда можно гораздо чаще, чем автомобилиста. Часто инспекторы дорожной полиции устраивают настоящие облавы на скутеристов и мопедистов. Дело в том, что задержать скутер или мопед не так просто, как кажется на первый взгляд. Это транспортное средство очень манёвренное и юркое, поэтому скутерист может с лёгкостью проехать там, где полицейской патрульной машине и не снилось.

Если на подобном транспортном средстве нет номера и сотрудник дорожной полиции не сможет его остановить физически, то догнать на машине или в дальнейшем его идентифицировать практически не представляется возможным. Подобная проблема возникает часто и при совершении дорожно-транспортных происшествий с участием скутеристов или мопедистов, которые скрываются с места происшествия без зазрения совести.

Статистика утверждает, что скутеристы в состоянии алкогольного опьянения очень часто становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий.

Стакан алкоголя, наручники и ключи от машины

Выпивка за рулём неизбежно приведёт к большим проблемам

Очень плохое зрение

В законе говорится о том, что сотрудник ГИБДД может на законном основании проверить водителя на состояние алкогольного опьянения при наличии следующих признаков: запаха алкоголя, неустойчивости походки или стационарной позы, неадекватного поведения и нарушения речи. При превышении допустимого уровня алкоголя в крови инспектор дорожной полиции имеет полное право изъятия транспортного средства и помещения его на штрафплощадку.

Дальше дело будет рассматривать мировой судья, за которым и остаётся вынесение приговора. Судьёй будут взвешены все обстоятельства совершения правонарушения и вынесен соответствующий приговор. По российскому закону водитель, управлявший транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, может быть оштрафован на сумму в 30 000 рублей или лишён водительского удостоверения на срок от полутора до двух лет.

При повторном совершении подобного правонарушения в течение года с момента возвращения прав водитель лишается их уже на срок до трёх лет. В любом случае возвратить водительские права станет возможно только методом пересдачи экзамена на знание Правил дорожного движения в ГИБДД. Иногда даже бывалым водителям это не под силу с первого раза.

Поэтому процесс возвращения водительского удостоверения может растянуться на довольно длительное время. Если водитель скутера, пойманный пьяным, имел права категории «В», «C» и выше, то его лишат водительского удостоверения вместе с этими категориями, а не только права на управление скутером. Это надо чётко понимать.

Человеку, который управлял в нетрезвом состоянии скутером и при этом не имел прав, будет несколько легче. Его просто не смогут лишить водительского удостоверения, потому что оно отсутствует в природе. Но вот административную ответственность он понесёт сполна. В подобном случае будет выписан штраф в размере 30 000 рублей или наложен административный арест до 15 суток.

Но сотрудникам ГИБДД в подобной ситуации не так просто задержать и идентифицировать нарушителя, поскольку при нём может просто не оказаться документов. Поэтому придётся проводить его задержание. Также вдобавок к указанным выше 30000 рублей надо будет заплатить штраф за езду без прав, о чём было сказано выше.

Подводя итог, можно сделать вывод: пьянствовать за рулём не только небезопасно для жизни и здоровья, но и очень-очень дорого. Вне зависимости от того, есть водительские права или их нет. А патруль дорожной полиции, как правило, оказывается всегда в самом неожиданном месте и в самое неподходящее время.

Исключение в наложении штрафов при езде на скутере без водительского удостоверения делается для тех, кто проходит на нём обучение под руководством инструктора. В этом случае подобная езда не будет считаться правонарушением. При этом сам инструктор должен иметь водительские права, допускающие управление скутером или мопедом, а также стаж вождения не менее двух лет.

Нужны ли права на скутер, если есть иностранные права на скутер?

В пункте 12 статьи 25 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения» говорится, что лица, постоянно или временно проживающие или пребывающие на территории России, могут быть допущены к вождению на основании национального водительского удостоверения. Однако если его нет, допустимо использование иностранных или международных прав.

Из вышесказанного следует, что езда с иностранными правами на скутер в России в 2020 году допустима. При этом не установлено ограничение во времени, в течение которого лицо может использовать удостоверение на территории РФ.

Подводя итоги

Подводя итог всему сказанному выше, можем сделать вывод о том, что для открытия категории «М» наиболее практичным решением будет выучиться в автошколе и получить любую более высокую категорию. В этом случае «М» будет присвоена автоматически.

Если мопед или скутер уже приобретён, а прав на его вождение и не предвидится, то ездить на нём крайне нежелательно. Хотя все понимают, что многие ездили, ездят и собираются это делать в дальнейшем. При этом главнейшим условием эта категория мотовладельцев считает строгое соблюдение Правил дорожного движения. Это позволит с большой долей вероятности избежать неприятного общения с инспекторами ГИБДД.

По непроверенной информации, в нынешний момент рассматривается вопрос о подготовке изменений в ПДД, которые допускают сдачу теоретического и практического экзамена водителями скутеров и мопедов экстерном, без прохождения соответствующих курсов в автошколах. Суть предлагаемых изменений состоит в том, чтобы максимально упростить процесс получения разрешения на управление маломощными транспортными средствами. Но необходимость прохождения водительской медкомиссии всё же предполагается оставить.

Автоэксперты признают несовершенство законодательной базы в отношении получения права управления транспортными средствами малой мощности. Ведь, по их мнению, именно бюрократическая и связанная с ней финансовая составляющие оказывают основное влияние на игнорирование множеством скутеристов и мопедистов действующих норм закона.

Если водителя лишили прав, то открыть отдельно категорию на скутер или мопед у него не получится до того момента, пока не истечёт срок административного наказания. А после этого отдельно сдавать экзамен на низшую категорию просто уже не будет необходимости.

Скутеры относительно недавно появились в нашей жизни. Они вообще недавно появились. Поэтому в разных странах по-разному реагировали на подобное новшество на дорогах. Но всё же реагировали и реагируют. Практически везде для вождения скутеров и мопедов требуются водительские права. И Россия в этом списке отнюдь не стала исключением.

Регламентированное законом использование маломощных транспортных средств неизбежно приводит к снижению аварийности на дорогах. Поэтому при принятии решения о приобретении скутера или мопеда следует обязательно продумать и возможность получения права управления ним. А наш совет в любом случае будет таким: нужно соблюдать Правила дорожного движения, не создавая проблем ни себе, ни окружающим.

Нужны ли права на скутер в Беларуси и Украине?

В Беларуси действуют примерно такие же нормы, как и в РФ. Для управления скутером любого типа потребуется наличие удостоверения. Если объём двигателя меньше 50 кубических сантиметров, потребуется удостоверение АМ.. Для максискутера необходимо наличие прав категории А.

На Украине также требуется получение удостоверения для управления скутером. Если рабочий объем двигателя меньше 50 кубических сантиметров, потребуются права А1. Во всех остальных случаях необходимо удостоверение А. Другие категории не дают право водить скутер.


Свежие комментарии
    Рубрики
    Adblock detector