19.03.2020     0
 

СНиП II-К.3-62 Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования, СНиП от 29 декабря 1962 года №II-К.3-62


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Проектирование автомобильных дорог должно осуществляться на основе планов территориального планирования объектов транспорта с учетом перспектив развития экономических районов и наиболее эффективного слияния строящейся дороги с существующей и проектируемой транспортной сетью.(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2 Автомобильные дороги должны обеспечивать безопасное и удобное движение транспортных средств (приложение А), безопасное движение пешеходов с учетом МГН, соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей и иметь защитные дорожные сооружения и обустройства, в том числе обеспечивающие доступные и безопасные условия передвижения для МГН, а также производственные объекты для ремонта и содержания дорог. Надежность конструкций и сооружений автомобильных дорог должна соответствовать требованиям ГОСТ 27751.(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

4.2а При проектировании автомобильных дорог необходимо предусматривать мероприятия по обеспечению комфортных и безопасных условий для МГН [7], [12].(Введен дополнительно, Изм. N 2).

4.3 В соответствии с классификацией автомобильные дороги в зависимости от условий проезда и доступа к ним транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные дороги и обычные дороги [14].Категории автомобильных дорог (ГОСТ 33382) в зависимости от расчетной интенсивности движения приведены в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Категория автомобильной дороги

Расчетная интенсивность движения, приведенных ед/сут

IA (автомагистраль)

Свыше 14000


(скоростная дорога)

То же

Обычные дороги

IB

» 14000

II

» 6000

III

» 2000 до 6000

IV

» 200 » 2000

V

» 200

Примечания

1 При применении одинаковых требований для дорог IA, IБ, IB категорий в настоящем своде правил они отнесены к категории 1.

2 Категорию дороги следует устанавливать в зависимости от ее значения в сети автомобильных дорог, а также требований заказчика.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.4 При определении расчетной интенсивности по прогнозным данным, коэффициенты приведения интенсивности движения различных транспортных средств к легковому автомобилю следует принимать по таблице 4.2.Таблица 4.2

Типы транспортных средств

Коэффициент приведения

Легковые автомобили и мотоциклы, микроавтобусы

1,0

Грузовые автомобили грузоподъемностью, т:

до 2 включительно

1,3

свыше 2 » 6 «

1,4

» 6 » 8 «

1,6

» 8 » 14 «

1,8

» 14

2,0

Автопоезда грузоподъемностью, т:

до 12 включительно

1,8

свыше 12 » 20 «

2,2

» 20 » 30 «

2,7

» 30

3,2

Автобусы малой вместимости

1,4

То же, средней вместимости

2,5

» большой вместимости

3,0

Автобусы сочлененные и троллейбусы

4,6

Примечание — Коэффициенты приведения для специальных автомобилей следует принимать, как для базовых автомобилей соответствующей грузоподъемности.

4.5 Расчетную интенсивность движения следует принимать суммарно в обоих направлениях на основе данных экономических изысканий. При этом за расчетную надлежит принимать среднегодовую суточную приведенную к легковому автомобилю интенсивность движения за последний год перспективного периода.В случаях, когда среднемесячная суточная интенсивность наиболее напряженного в году месяца более чем в 2 раза превышает установленную на основе экономических изысканий или расчетов среднегодовую суточную, последнюю для назначения категории дороги следует увеличивать в 1,5 раза.

4.6 Перспективный период при назначении категорий дорог, выборе элементов плана, продольного и поперечного профилей принимают равным 20 годам. Подъездные автомобильные дороги к промышленным предприятиям предусматривают на расчетный срок, соответствующий году достижения предприятием или его очередью полной проектной мощности, с учетом объема перевозок в период строительства предприятия.

4.7 Автомобильные дороги общего пользования предназначены для пропуска автотранспортных средств габаритами: по длине одиночных автомобилей — до 12 м и автопоездов — до 20 м, по ширине — до 2,55 м, по высоте — до 4 м для дорог категорий I-IV и до 3,8 м для дорог категории V.

4.8 Принимаемые основные технические решения должны создавать предпосылки для обеспечения роста производительности труда, экономии основных строительных материалов и топливно-энергетических ресурсов. Их обосновывают разработкой вариантов, сравнивая технико-экономические показатели: стоимость строительства, затраты на ремонт и содержание дорог, потери, связанные с воздействием на окружающую среду при строительстве и эксплуатации, себестоимость перевозок, безопасность движения, изменение производственных условий обслуживаемых дорогами хозяйств и прилегающих к дорогам территорий и другие факторы.

4.9 При строительстве дорог в сложных инженерно-геологических условиях, когда сроки стабилизации земляного полотна существенно превышают установленные сроки строительства, допускается предусматривать стадийное устройство дорожной одежды при соответствующем технико-экономическом обосновании.(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.10 При проектировании вновь строящихся автомобильных дорог категорий I-III их трассу прокладывают в обход населенных пунктов. В случаях, когда по технико-экономическим расчетам установлена целесообразность проложить трассу дороги категорий II-III через населенный пункт в целях обеспечения в дальнейшем ее реконструкции, принимают расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенного пункта в соответствии с генеральным планом населенных пунктов, но не менее 200 м.

При невозможности обеспечить данное требование категорию дороги в пределах населенного пункта и ее расчетные параметры назначают в соответствии с требованиями СП 42.13330. На дорогах категорий I и II, проектируемых на расстоянии менее 50 м от жилой застройки, должны быть предусмотрены защитные экраны на длину жилой застройки населенного пункта.

При проектировании реконструируемых участков дорог в населенных пунктах назначение их категории осуществляется по результатам технико-экономического обоснования. Нормы проектирования участков дорог принимают в зависимости от назначенной категории в соответствии с настоящим сводом правил или по СП 42.13330.(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.10а При проектировании вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог на подходах к населенным пунктам, в целях обеспечения пропускной способности, по результатам технико-экономического обоснования, может предусматриваться устройство полос реверсивного движения с применением технических средств организации дорожного движения.(Введен дополнительно, Изм. N 1).

4.11 Число полос движения дорог с многополосной проезжей частью, мероприятия по охране окружающей среды, выбор решений по пересечениям и примыканиям дорог, конструкции дорожных одежд, элементы обстановки, инженерные устройства (в том числе ограждения, велосипедные дорожки, освещение и средства связи), состав зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб в целях снижения единовременных затрат принимают с учетом стадийности их строительства по мере роста интенсивности движения при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Для автомобильных дорог категории I в горной и пересеченной местности допускается предусматривать раздельное трассирование проезжих частей встречных направлений с учетом стадийного увеличения числа полос движения и сохранения крупных самостоятельных форм ландшафта и памятников природы.(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.12 При проектировании автомобильных дорог необходимо предусматривать мероприятия по охране окружающей среды, обеспечивающие минимальное нарушение сложившихся экологических, геологических, гидрогеологических и других естественных условий. При разработке мероприятий необходимо учитывать бережное отношение к ценным сельскохозяйственным угодьям, зонам отдыха, культурно-историческим объектам и местам расположения лечебно-профилактических учреждений и санаториев.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Расположение мостов, конструктивные и другие решения не должны приводить к резкому изменению режимов рек, а сооружение земляного полотна — к резкому изменению режима грунтовых и стока поверхностных вод.Требования по обеспечению безопасности движения транспорта, зданий и сооружений дорожной и автотранспортных служб выполняют с учетом наличия запретных (опасных) зон и районов при объектах по изготовлению и хранению взрывчатых веществ, материалов и изделий на их основе.

Размеры запретных (опасных) зон и районов определяются по специальным нормативным документам, утвержденным в установленном порядке, и по согласованию с органами государственного надзора, министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся указанные объекты.Предусматривают проектные решения и мероприятия по снижению влияния вредных факторов воздействия движения автотранспортных средств (загрязнение атмосферного воздуха, шум, вибрация) на население и окружающую среду.(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.13 Предоставление земельных участков для размещения автомобильных дорог, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, водоотводных, защитных и других сооружений, полос для размещения идущих вдоль дорог коммуникаций осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами по предоставлению земель.

Земельные участки, предоставленные на период строительства автомобильных дорог под притрассовые карьеры и резервы, размещение временных городков строителей, производственных баз, подъездных дорог и других нужд строительства, подлежат возврату землепользователям после приведения их в состояние, соответствующее положениям нормативных документов.

2. ПРОЕЗЖИЕ ЧАСТИ УЛИЦ, ДОРОГ И ПЛОЩАДЕЙ

2.1. Проезжую часть улиц, дорог и площадей, в зависимости от состава, размера, скорости и условий безопасности движения транспорта, проектируют общей для всех видов транспорта или же в виде самостоятельных конструктивно выделяемых полос, предназначенных для отдельных видов транспорта или для движения с разными скоростями или в разных направлениях.

РАСЧЕТНЫЕ НОРМЫ

2.2. Расчетные нагрузки и скорости движения при проектировании проезжих частей улиц, дорог и площадей принимают согласно табл.3.

Таблица 3

Расчетные нагрузки и скорости движения

Наименование улиц и дорог

Расчетные

нагрузки

скорости движения в км/час

Скоростные дороги:

проезжие части скоростного движения

Н-30

120

проезжие части местного движения

Магистральные улицы:

Н-10; Н-30

80

общегородского значения

Н-10; Н-30

100

районного значения

Улицы и дороги местного движения:

Н-10; Н-30

80

жилые

Н-10

60

промышленных и складских районов

Н-30

60

проезды

Н-10

30

Пешеходные дороги

*

________________
* Расчетная нагрузка для пешеходных дорог, передаваемая колесами одиночной наиболее нагруженной оси, — 6 т.

Примечания:

1. Расчетные скорости движения указаны для одиночных автомобилей.

2. Для дорог скоростного движения расчетную скорость уточняют в соответствии с заданием на проектирование.

3. Расчетная нагрузка для проездов внутри микрорайонов указана с учетом п.1.9.

2.3. Расчетные нагрузки дорог местного движения назначают с учетом главы СНиП II-Д.5-62.Расчетные нагрузки для проездов промышленных и складских кварталов назначают согласно главе СНиП II-Д.6-62.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

2.4. Расчетные нагрузки для проезжих частей площадей принимают по наибольшей величине нагрузок, установленных для примыкающих улиц к площади.

2.5. При переустройстве улиц и дорог, а также при проектировании новых в горных и стесненных условиях местности расчетные скорости движения принимают на основании соответствующих обоснований с учетом местных условий, с изменением геометрических элементов и расстояний видимости в плане и профиле в пределах существующей застройки.

ШИРИНА И КОЛИЧЕСТВО ПОЛОС ДВИЖЕНИЯ

2.6. Ширину проезжей части улиц, дорог и площадей назначают в зависимости от перспективной интенсивности движения и пропускной способности одной полосы, определяемой с учетом категории улицы или дороги по нормам, указанным в табл.4.

Таблица 4

Ширина проезжей части

Наименование улиц и дорог

Ширина одной полосы движения в м

Наименьшее количество полос

Скоростные дороги

Магистральные улицы:

3,75

4

общегородского значения

3,5-3,75

4

районного значения

Улицы и дороги местного движения:

3,5

4

жилые

3

2

промышленных и складских районов

3,5

2

проезды

3,5-2,75

1-2

Площади

3,5

4

Пешеходные дороги

Общая ширина не менее 3

Примечания:

1. За полосу проезжей части принимают ширину, рассчитанную на пропуск соответствующих видов транспортных средств (автомобилей, автобусов, троллейбусов и др.) в один ряд в одном направлении.

2. Наименьшее количество полос движения указано без учета полос для временной стоянки автомобилей.

2.7. При осуществлении строительства по очередям резервные полосы, оставляемые для расширения проезжей части до расчетной, временно используют для озеленения.

2.8. Ширина проезжей части магистральных улиц на первую очередь строительства при двустороннем троллейбусном движении может быть уменьшена до 10,5 м, при двустороннем автобусном движении — до 9 м и для прочих улиц при отсутствии автобусного движения — до 6 м.

https://www.youtube.com/watch?v=watch

2.9. Ширину одной полосы в 3,75 м назначают при расчетной скорости 100 км/ч и более; в 3,5 м — при расчете на автобусное и троллейбусное движение; в 3 м — при преобладании движения легковых автомобилей; в 2,75 м — при двухполосных проезжих частях для движения одиночных автомобилей.

2.10. Для дорог местного движения проезжая часть может быть запроектирована однополосной шириной 3,5 м при условии устройства укрепленных обочин шириной 2-2,5 м для разъездов и временной остановки автомобилей.

2.11. Ширину проезжей части площадей принимают с учетом состава и размера движения на примыкающих улицах и принятой организации движения на самой площади (кольцевое без регулирования, перекрестно-кольцевое с регулированием и др.).

2.12. Ширину проезжей части на площадях с кольцевым непрерывным (саморегулируемым) движением транспорта принимают в пределах 10,5-14 м с учетом пропуска правоповоротных потоков транспорта.Устройство проезжей части большей ширины на площадях с кольцевым безостановочным движением транспорта может быть допущено при необходимости размещения остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта и при размещении на площади автомобильных стоянок, границы которых выделяют (разделительными полосами, островками и т.п.) за пределами кольцевой проезжей части.

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ОДНОЙ ПОЛОСЫ ДВИЖЕНИЯ

2.13. Пропускную способность одной полосы движения принимают по расчету для участка наиболее напряженного сечения в зависимости от видов транспорта, расчетной скорости движения, количества полос движения, планировочных решений, продольного уклона и других показателей.Для предварительных расчетов пропускную способность одной полосы движения принимают согласно табл.5.

Таблица 5

Ориентировочная пропускная способность одной полосы движения проезжей части

Виды транспорта

Наибольшее число транспортных единиц, пропускаемых в 1 ч при однородном потоке

при пересечениях в разных уровнях (при непрерывном движении)

при наличии пересечений в одном уровне

Легковые автомобили

1000-1500

500

Грузовые (1,5-3 т)

800-1000

350

Грузовые (3-5 т)

600-800

350

Автобусы

200-300

100-150

Троллейбусы

100-130

60-90

легковые автомобили

1

грузовые автомобили грузоподъемностью до 3 т

1,5

то же, от 3 до 5 т

2

то же, более 5 т, а также автобусы

2,5

троллейбусы

3

автопоезда и сочлененные троллейбусы, автобусы

4

мотоциклы

0,5

велосипеды

0,3

для первой полосы движения в каждом направлении

1

для второй полосы движения в каждом направлении

0,85

для третьей полосы движения в каждом направлении

0,7

для четвертой полосы и более

0,5

2.16. На магистральных улицах с интенсивным движением в местах остановок общественного транспорта (автобусов и троллейбусов) и на подходах к перекресткам с регулируемым движением, на расстоянии от стоп-линии не менее 50 м, для повышения пропускной способности и сокращения задержек транспорта предусматривают уширение проезжей части на 3,5-6 м. Уширение осуществляют за счет уменьшения ширины разделительных и зеленых полос.

РАССТОЯНИЯ ВИДИМОСТИ В ПЛАНЕ И ПРОФИЛЕ

2.17. Расчетная видимость в плане и профиле должна быть обеспечена не менее указанной в табл.6.

Таблица 6

Наименьшая расчетная видимость

Наименование улиц и дорог

Расстояние видимости поверхности проезжей части в м

Расстояние видимости встречного автомобиля в м

Скоростные дороги

Магистральные улицы:

175

350

общегородского значения

140

280

районного значения

Улицы и дороги местного движения:

100

200

жилые

75

150

промышленных и складских районов

75

150

проезды

40

80

Примечания:

1. Расстояние видимости принимают из условия расположения точки зрения (глаза водителя) на высоте 1,2 м над осью крайней правой (по ходу) полосы движения проезжей части и в расстоянии 1,5 м от кромки (бортового камня) проезжей части.

2. Расстояния видимости, указанные в табл.6, при перестройке улиц и дорог в существующей застройке, а также при проектировании новых в горных и стесненных условиях местности, при условии надлежащего обоснования в проекте, могут быть уменьшены в соответствии с принятой расчетной скоростью движения.

Предлагаем ознакомиться  Правила поведения при наезде на препятствие

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

2.18. Расстояние видимости на перекрестках, регулируемых светофорами, следует принимать не менее 35 м и в случаях необходимости проверять построением треугольника видимости.Необходимое расстояние торможения на перекрестке должно быть не менее 3-кратного протяжения тормозного пути, установленного действующими «Правилами движения на улицах и дорогах СССР».

РАДИУСЫ КРИВЫХ В ПЛАНЕ

2.19. В местах поворотов улиц или дорог прямые участки проезжей части и линии бортов сопрягают плавными кривыми, радиусы которых принимают в зависимости от категории улиц и дорог, расчетной скорости движения, характера местности, уличной застройки и других местных условий в пределах величин, указанных в табл.7.

Таблица 7

Радиусы кривых в плане по оси проезжей части

Наименование улиц и дорог

Радиусы кривых в м

наименьший

рекомендуемый

Скоростные дороги

Магистральные улицы:

600

3000-5000

общегородского значения

400

2000-5000

районного значения

Улицы и дороги местного движения:

250

1000-5000

жилые

125

300-3000

промышленных и складских районов

125

500-5000

проезды

30

Примечание. Радиусы кривых в плане при перестройке улиц и дорог, а также при проектировании новых в горных и стесненных условиях местности принимают менее рекомендуемых в зависимости от местных условий при соответствующем обосновании, но не менее предельного значения, приведенного в табл.7.

2.20. Проезжие части на тупиковых улицах и дорогах заканчивают оборотными кольцами радиусом не менее 10 м или площадками размером в плане не менее 12×12 м для разворота автомобилей.В случаях, когда площадка для разворота автомобилей примыкает к стене здания или к ограде, необходимо между краем площадки и стеной или оградой предусматривать полосу в виде газона шириной не менее 1,5 м.

ВЕЛИЧИНЫ УШИРЕНИЯ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ НА КРИВЫХ

2.21. Проезжие части улиц, дорог и площадей, проектируемые для однополосного и двухполосного движения в одном направлении, на кривых малых радиусов должны быть уширены согласно табл.8.

Таблица 8

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Величины уширения проезжей части в м (на одну полосу движения)

Радиусы кривых в м

750-550

550-400

400-300

300-200

200-125

125-90

90-00

Величины уширения на каждую полосу движения в м

0,2

0,25

0,3

0,35

0,5

0,6

0,7

Примечание. При перестройке существующих улиц уширение проезжей части производят в границах застройки за счет использования свободных полос и полос озеленения.

ПРОДОЛЬНЫЕ УКЛОНЫ

2.22. Продольные уклоны проезжей части на прямых участках улиц и дорог, назначаемые в зависимости от их категории, не должны превышать указанных в табл.9.

3. ТРОТУАРЫ, ПЕШЕХОДНЫЕ ДОРОЖКИ И ПОСАДОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ НА ЛИНИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

ШИРИНА

3.1. Ширину тротуара и пешеходной дорожки устанавливают с учетом категории и назначения улицы и дороги, в зависимости от размеров пешеходного движения, размещения в пределах тротуаров опор, мачт, деревьев и т.д.Ширину тротуара и пешеходной дорожки принимают кратной ширине одной полосы пешеходного движения, равной 0,75 м.

3.2. Расчетную пропускную способность одной полосы тротуаров и пешеходных дорожек принимают в соответствии с их назначением согласно табл.19.

Таблица 19

Расчетная пропускная способность тротуаров и пешеходных дорожек

Наименование

Пропускная способность одной полосы движения пешеходов в 1 ч

Тротуары, расположенные у линии застройки, с наличием магазинов

700

Тротуары, отделенные от линии застройки

800

Тротуары и пешеходные дорожки в пределах зеленых насаждений

1000

Прогулочные пешеходные дорожки (аллеи)

600

https://www.youtube.com/watch?v=upload

3.3. Ширина тротуаров для улиц, дорог и площадей различных категорий должна быть не менее указанной в табл.20.

Таблица 20

Ширина тротуаров

Наименование улиц, дорог и площадей

Наименьшая ширина тротуаров в м

Скоростные дороги

Магистральные улицы:

По проекту

общегородского значения

4,5

районного значения

Улицы и дороги местного движения:

3

жилые

2,25

промышленных и складских районов

1,5

проезды

1,5

Площади

3

Тротуары для служебных целей

0,5-1

3.4. При размещении в пределах тротуаров и пешеходных дорожек мачт освещения, опор контактного провода и т.п. указанная в табл.20 ширина должна быть увеличена на 0,5-1,2 м.

3.5. Ширину тротуаров у вокзалов, станций метро, кинотеатров, универмагов и других пунктов принимают по расчету в зависимости от размеров движения, а уширение осуществляют за счет смещения застройки от красных линий внутрь участков застройки.

3.6. При проектировании тротуаров со сборными покрытиями (из бетонных или каменных плит) расчетную ширину тротуаров, в целях унификации плит, увеличивают на ширину бортового камня за счет уменьшения ширины прилегающего газона.

РАЗМЕЩЕНИЕ В ПЛАНЕ И ПРОФИЛЕ

3.7. Пешеходное движение на улицах, дорогах и площадях населенных мест, а также в микрорайонах, отделяют от транспортного движения и осуществляют по тротуарам, пешеходным дорожкам с отделением их от проезжей части всюду, где это возможно, зелеными полосами с посадкой кустарников или деревьев.

3.8. В плане тротуары, как правило, проектируют параллельно проезжей части, а пешеходные дорожки могут иметь самостоятельные направления в соответствии с их назначением.От застройки (при отсутствии в первых этажах магазинов) тротуары отделяют зелеными насаждениями (за исключением очень узких улиц) преимущественно кустарником.

3.9. В целях безопасности движения пешеходов тротуары проектируют выше проезжей части не менее 15 см, за исключением участков с пилообразным продольным профилем лотка, где высоту тротуара над лотком принимают чередующейся от 10 до 18 см, и мест сопряжений тротуаров с проезжей частью на перекрестках, где тротуары располагают выше проезжей части на 7-8 см для возможности въезда на них машин для очистки и мытья тротуаров.На мостах, путепроводах, эстакадах и в туннелях тротуары проектируют согласно главам СНиП II-Д.7-62 и II-Д.8-62.

3.10. Между тротуарами и боковыми канавами, а также примыкающими к тротуарам откосами высотой более 1 м устраивают бермы шириной не менее 0,5 м.Тротуары, располагаемые над откосами высотой более 2 м, ограждают перилами.

3.11. Края тротуаров в местах примыкания к проезжей части ограждают бортовым камнем. При покрытиях переходного типа допускают устройство подзоров.При примыкании к тротуарам газонов края покрытий из асфальтобетона или битумоминеральных смесей ограждают: на основных магистралях — бортовым камнем, а на второстепенных улицах и проездах — с помощью железобетонных тонких плит, установленных на ребро, и других материалов.

3.12. На криволинейных участках, при подходах к перекресткам, на самих перекрестках, при подходах к искусственным сооружениям (мосты, путепроводы и т.п.), а также в местах излома улицы в плане, в целях создания наилучших условий для движения транспорта, линии борта проектируют по кривым.Наименьшие радиусы кривых по линиям борта в сложившейся застройке принимают равными 3 м. Наименьшие радиусы закруглений тротуаров магистральных улиц у перекрестков и площадей — 8 м, а на транспортных площадях — 12 м.

3.13. Мачты освещения и опоры контактной сети трамвая или троллейбуса располагают на расстоянии 0,6 м от лицевой грани бортового камня до наружной поверхности цоколя мачты или опоры.Примечание. Расстояние от мачт освещения до лицевой грани бортового камня на тротуарах жилых улиц может быть уменьшено до 0,3 м.

ПРОДОЛЬНЫЕ И ПОПЕРЕЧНЫЕ УКЛОНЫ

3.14. Продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорожек не должны превышать 80‰.При более значительных продольных уклонах тротуары устраивают отдельными участками с лестницами, имеющими не менее трех ступеней с уклоном не круче 1:3. Высоту ступеней назначают не более 12 см и шириной не менее 38 см. После каждых 10-15 ступеней устраивают площадки длиной не менее 1 м.Примечание. В северных районах во избежание неудобств для пешеходов во время гололедицы продольный уклон не должен превышать 60‰.

3.15. Поперечные уклоны тротуаров и пешеходных дорожек принимают от 10 до 15‰.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

ПОСАДОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ

3.16. Посадочные площадки на троллейбусных и автобусных линиях устраивают в местах, где между проезжей частью и тротуарами имеются свободные полосы (зеленые и др.).

3.17. При наличии полосы зеленых насаждений у тротуаров для остановок троллейбусов и автобусов устраивают уширения проезжей части на 3,5 м за счет соответствующего уменьшения ширины зеленых насаждений.

3.18. Посадочные площадки на трамвайных линиях при проезжей части ограниченной ширины (до 9 м) располагают в одном уровне с головками рельсов, а на широкой проезжей части (более 9 м) — возвышающимися на 15 см над проезжей частью, со светящимися маяками или тумбами на торцах и с возможным ограждением их перилами.

3.19. Посадочные площадки, устраиваемые в одном уровне с проезжей частью, отделяют от нее защитной цветной линией (из цветного бетона или асфальта, или нанесенной краской), четко выделяющейся на фоне дорожного покрытия.

3.20. Длину и ширину посадочной площадки трамвая принимают согласно главе СНиП II-Д.4-62, для автобусов и троллейбусов — по расчету в зависимости от числа одновременно останавливающихся транспортных единиц, но не менее 15 м по длине и 1,25 м по ширине.Поверхность площадок должна иметь поперечный уклон 10-15‰ на трамвайных линиях в сторону от пути, а на троллейбусных и автобусных линиях — в сторону лотков.

3.21. На конечных и крупных пересадочных пунктах предусматривают устройство павильонов для ожидающих пассажиров.На всех остальных остановках трамвая и других видов общественного транспорта предусматривают устройство скамеек и навесов, а также посадку тенистых деревьев.

КОНСТРУКЦИИ

3.22. Покрытия и основания для одежд тротуаров и их конструкции назначают по типовым проектам, составленным для населенных мест в различных климатических зонах с учетом наличия местных дорожно-строительных материалов.

3.23. При сопряжении тротуара в выемке с откосом у края тротуара или пешеходной дорожки предусматривают устройство лотка.

3.24. Устройство земляного полотна под тротуары, пешеходные дорожки и посадочные площадки должно соответствовать требованиям, изложенным в пп.2.31-2.47 настоящей главы.

3.25. Конструкции тротуаров и пешеходных дорожек, на которые возможен заезд автомобилей и уборочных машин, проверяют расчетом. При этом расчетное давление на ось принимают не менее 5,5 т.

3.26. Для пешеходных дорожек в парках, садах и на бульварах следует применять конструкции, предусмотренные типовыми проектами.Для основной сети пешеходных дорожек в парках, садах и на бульварах предусматривают конструкции из простейших местных материалов и укрепленных грунтов в соответствии с действующими указаниями.

3.27. Бортовые камни для ограничения проезжих частей и тротуаров должны удовлетворять требованиям ГОСТ 6665-63 «Камни бетонные бортовые» и ГОСТ 6666-61 «Камни бортовые из горных пород».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ

4.1. Велосипедные дорожки проектируют на улицах и дорогах, ведущих к паркам, стадионам, пляжам, выставкам, промышленным предприятиям, к загородным магистралям и т.п.

4.2. Пропускную способность одной полосы велодорожки принимают равной 200-300 велосипедов в час.

ШИРИНА

для однополосного движения

1,5 м

» двухполосного

2,5 «

4.4. Велосипедные дорожки должны иметь боковые, не входящие в их нормируемую ширину, ограничительные устройства, препятствующие заезду велосипедистов на соседние полосы, назначенные для других видов движения. Ширину этих устройств в виде различных зеленых насаждений принимают согласно п.5.3 настоящей главы.

4.5. Велосипедные дорожки проектируют для движения в одном направлении; в плане следует размещать их по обеим сторонам улицы или дороги и, как правило, между проезжей частью и тротуаром, отделяя их с обеих сторон полосами зелени шириной не менее 0,8 м, полосами безопасности или барьерами.

4.6. На улицах и дорогах, имеющих в плане широкие разделительные полосы между центральной проезжей частью и проезжими частями для местного движения, велосипедные дорожки размещают в зоне этих разделительных полос.

4.7. Велосипедные дорожки для движения в двух направлениях проектируют только на парковых территориях и в загородной зоне.

4.8. Продольные уклоны для велосипедных дорожек должны быть не более 50‰. Наименьшие продольные уклоны принимают 4‰.

4.9. Поперечные уклоны велосипедных дорожек принимают в пределах 15-25‰.

4.10. Поперечный профиль велосипедных дорожек одностороннего движения проектируют односкатным или двухскатным, а также вогнутым. Поперечный профиль велосипедных дорожек двустороннего движения проектируют только двухскатным (выпуклым).

ПОКРЫТИЕ НА ВЕЛОДОРОЖКАХ

4.11. Конструкции одежд на велосипедных дорожках соответствуют конструкциям одежд на тротуарах и принимают их по типовым проектам.

5. ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ, РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ И ОСТРОВКИ

ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ

5.1. Зеленые насаждения на улицах и дорогах должны обеспечивать защиту населения от шума, пыли, отработанных автомобильных газов и удовлетворять архитектурно-художественным требованиям. При выборе пород зеленых насаждений необходимо учитывать их защитные (санитарно-гигиенические) и декоративные качества в различные времена года.Для лучшей изоляции застройки от движения пешеходов и транспорта применяют деревья и кустарники с густой кроной.

а) рядовой посадки деревьев на тротуарах (в лунках);

б) рядовой посадки деревьев на специально выделенных полосах (по газонам или без них);

в) зеленых изгородей из кустарников;

г) полос газонов, цветников с одиночными деревьями или группами деревьев и кустарников;

д) бульваров, занимающих обособленные полосы;

е) палисадников;

ж) скверов и т.п.Примечание. Характер зеленых насаждений определяют также в зависимости от климатических особенностей района (населенного места) — температурного и ветрового режима, количества осадков и т.п.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ

5.3. Разделительные полосы служат для разделения между собой отдельных элементов улиц, дорог и площадей; их используют для посадки зеленых насаждений, расстановки мачт наружного освещения, контактной троллейбусной сети и размещения инженерных подземных сетей. Ширину разделительных и защитных полос следует принимать не менее указанной в табл.21.

Таблица 21

Наименьшая ширина разделительных и защитных полос в м

Местонахождение и назначение

Категории улиц и дорог

Скоростные дороги

Магистральные улицы

Улицы и дороги местного движения

общегородского значения

районного значения

Между проезжими частями для разделения встречного движения

4

3

Между основной проезжей частью и проезжими частями местного движения

8

6

Между проезжей частью и трамвайным полотном

2

2

Между проезжей частью и велодорожкой

4

1,2

1,2

1,2

Между проезжей частью и тротуаром

2

2

2

Между тротуаром и трамвайным полотном

2

2

Между тротуаром и велодорожкой

1,2

1,2

1,2

5.4. Разделительные полосы, отделяющие проезжие части от других элементов улиц, дорог и площадей, должны быть приподняты над проезжей частью на 15-20 см.

5.5. Для разделения движения на проезжей части по направлениям разделительные полосы могут быть расположены в одном уровне с проезжей частью или возвышаться над ней. Разделительные полосы в уровне проезжей части наносят на покрытие белой краской одиночными полосами шириной 15-20 см или двумя параллельными с выделением разделительной полосы.

Предлагаем ознакомиться  Когда применяется пожизненное лишение прав

5.6. Наименьшую ширину разделительной полосы на проезжей части устанавливают в зависимости от ее назначения. Наименьшая ширина разделительной полосы, предназначенной только для разделения движения по направлениям и служебного прохода по ней, — 1 м; для возможности в отдельных установленных местах поворота автомобилей для движения в обратном направлении — 5 м.

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ПОЛОС ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В ПЛАНЕ

5.7. Основные размеры полос зеленых насаждений в плане принимают согласно табл.22 в зависимости от ширины и назначения отводимых полос, с учетом наименьшей ширины полосы для посадки различных видов насаждений.

Таблица 22

Ширина полос зеленых насаждений

Вид зеленых насаждений

Наименьшая ширина в м

Однорядная посадка деревьев

2

Двухрядная

5

Полоса низкорослого кустарника

0,8

» среднего «

1

» крупного «

1,2

Газон

Палисадник:

1

при одноэтажной застройке

4

» многоэтажной «

6

Примечание. Высота кустарника для разделительных полос должна быть не менее 0,8 м.

5.8. Ширину газонов назначают с учетом возможности размещения под ними подземных коммуникаций, а также, в отдельных случаях, складывания на них снега.

5.9. Размеры лунок на тротуарах при рядовой посадке деревьев следует принимать: при квадратной форме — лунки не менее 2х2 м, при круглой — диаметром не менее 2 м.

5.10. Расстояние между деревьями и кустарниками при рядовых посадках на протяжении всего ряда принимают по нормам табл.23.

Таблица 23

Наименьшие расстояния между деревьями и кустарниками в рядовых посадках

Характеристика насаждений

Расстояние между деревьями и кустарниками в м

Деревья светолюбивых пород

3-6

» теневыносливых «

2,5-5

Кустарники высотой до 1 м

0,4-0,6

То же, до 2 м

0,6-1

» более 2 м

1-1,5

Примечание. При посадке молодых саженцев указанные нормы следует уменьшать в два раза с расчетом на последующее разреживание насаждений.

а) архитектурно-декоративного назначения, устраиваемые на площадях около общественных зданий (театров, музеев, вокзалов, памятников и т.п.).Размеры, планировка и вид растений определяют в каждом отдельном случае с учетом климатических условий и в увязке с проектом основного сооружения (театра, музея, вокзала, площади и т.п.);

б) для отдыха населения.В существующих населенных местах скверы устраивают на свободных от застройки территориях. На территориях вновь строящихся населенных мест или их районов скверы проектируют в соответствии с общим проектом планировки и застройки.

5.12. При проектировании зеленых насаждений на улицах, дорогах и площадях необходимо учитывать расположение наземных и подземных сооружений, воздушных сетей, а также условия движения транспорта и пешеходов.

ПРИБЛИЖЕНИЕ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ К ЗДАНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ

5.13. Приближение зеленых насаждений к зданиям, сооружениям, проезжей части и различным устройствам принимают согласно табл.24.

Таблица 24

Приближение зеленых насаждений

Наименование зданий и сооружений

Наименьшие расстояния в м

до осей стволов деревьев

до кустарников

От грани наружных стен зданий

5

1,5

От внешней бровки канавы

2

1

От подошвы крутых откосов, террас и др.

1

0,5

От подошвы или внутренней грани подпорных стенок

3

1

От оград высотой 2 м и выше

4

1

От оград высотой менее 2 м

2

1

От мачт и опор осветительной сети, колонн, галерей и эстакад (до крон деревьев)

1,5

От опор контактной сети трамвая до крон деревьев

1,5

1,5

От края парковых и садовых дорожек

От подземных сетей коммуникаций:

0,75

0,5

газопровода

2

2

теплопровода (от стенки канала)

2

1

водопровода, канализации и водостока

1,5

электрокабеля

2

0,5

От проезжей пасти

2

1

Примечания:

1. Приближение полос газонов к сооружениям, а также декоративных и вьющихся растений к зданиям и изгородям не нормируют.

2. Приближение воздушных электросетей к древесным насаждениям определяют по специальным техническим требованиям.

3. Нормы табл.24 предусматривают наличие деревьев с кроной не более 5 м в диаметре.

5.14. При размещении деревьев в плане или профиле улицы, дороги и площади следует учитывать, что на углах и изгибах улицы и дороги, а также на площадях и пересечениях (перекрестках) должна быть обеспечена видимость водителям транспорта согласно п.2.18 настоящей главы.

5.15. Зеленым зонам придают поперечные уклоны в пределах 5-50‰.

ОСТРОВКИ

5.16. Островки проектируют с целью обеспечения нормальной, беспрепятственной и безопасной организации движения всех видов транспорта и пешеходов на проезжих частях улиц, дорог и площадей при их пересечениях в одном уровне.

а) центральные — проектируемые на площадях и пересечениях с организацией движения в одном уровне непрерывным потоком по кольцу;

б) направляющие — проектируемые на сложных узлах пересечений, имеющие целью обеспечение четкой ориентации для водителей в направлениях движений;

в) безопасности — проектируемые на площадях, а также по оси улиц и дорог, для движения через них пешеходов.

5.18. Центральные островки проектируют в форме круга, эллипса или прямоугольника с закругленными углами.Радиусы закруглений островков принимают в зависимости от числа примыкающих улиц или дорог по нормам табл.25.

Таблица 25

Радиусы закруглений островков на пересечениях с организацией кольцевого непрерывного движения транспорта

Наименование

Число примыкающих улиц

3

4

5

6

Наименьший радиус в м

20

25

30

40

Примечание. В стесненных условиях, при небольших размерах движения транспорта и при существующей застройке, допускают уменьшение приведенных в табл.25 величин на 10-20%.

5.19. Островки проектируют различной формы и размеров в плане в зависимости от их назначения, конфигурации площади или пересечения, видов, направления и размеров движения транспорта.

5.20. Радиусы закруглений эллиптических и других островков должны быть не менее 15 м.

5.21. Островки, как правило, должны быть приподняты над проезжей частью на 10-15 см. Островки в одном уровне с проезжей частью обозначают линиями, наносимыми на покрытие проезжей части, или путем укладки по контуру островков цветных бетонных, асфальтобетонных или другого типа плит или камней (брусчатка, мозаиковая шашка).

5.22. На островках могут быть установлены освещающиеся тумбы, дорожные знаки и сигналы, а также опоры, мачты или различные сооружения малых форм, если они не нарушают необходимую видимость и не препятствуют движению пешеходов.

5.23. Островки безопасности для пешеходного движения проектируют шириной от 2 до 5 м или равной ширине центральных разделительных полос, а по длине равной ширине пешеходного перехода и длине ограждающих устройств.Островки безопасности прямоугольной формы закругляют по торцам (радиус закруглений должен быть равен половине ширины островка) с разрывами у пешеходной дорожки.

6. АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТОЯНКИ

6.1. Места для автомобильных стоянок, их вместимость и размеры проектируют с учетом норм главы СНиП II-К.2-62.

для легковых автомобилей

25 м на 1 место

» мотоциклов

3 » » 1 »

» велосипедов (при стоянке на 1 колесо)

0,6 »

то же (при стоянке на 2 колеса)

0,9 »

В указанные нормы площадей стоянок не входят подъезды, проезды и зеленые насаждения.Площади стоянок грузовых и специальных автомобилей и автобусов рассчитывают в соответствии с их габаритами.Через два ряда автомобилей устраивают проезды при многорядной установке.

6.3. На автомобильных стоянках типы покрытий и одежд проезжей части принимают, как правило, облегченной конструкции по сравнению с однотипными на проезжих частях улиц, дорог и площадей. Конструкции одежд на автостоянках проектируют в соответствии с разделом 2 настоящей главы. В зависимости от типа автомобилей, для которых предназначена автостоянка, расчетную нагрузку принимают по ГОСТ 9314-59.

7. ИНЖЕНЕРНЫЕ ПОДЗЕМНЫЕ СЕТИ

7.1. Инженерные подземные сети включают трубопроводы, кабели и коллекторы. Все подземные сооружения в населенном месте проектируют как комплексную сеть и на каждой улице и площади располагают с учетом генеральной схемы их перспективного развития.

7.2. Подземные сети прокладывают в траншеях, каналах или туннелях.Подземные сети во всех случаях, когда это технически возможно, располагают в одной траншее с разрывами между ними, необходимыми для монтажа и ремонта сетей, широко применяя бесканальную прокладку тепловых сетей.Допускают прокладку газопроводов с давлением до 6 кг/см в общих проходных коллекторах или туннелях совместно с другими трубопроводами и телефонными кабелями при условии обеспечения коллектора (туннеля) постоянно действующей приточно-вытяжной вентиляцией с воздухообменом не менее 3-кратного.

7.3. Во избежание вскрытия дорожных одежд и их разрушения при прокладках новых и ремонте уже уложенных подземных сетей, как правило, инженерные подземные сети в плане размещают вне проезжей части и тротуаров на специальных технических полосах, проектируемых в виде газонов с отдельными кустарниковыми посадками. Пересечения улиц и дорог инженерными подземными сетями проектируют под прямым углом к оси улиц и дорог.

7.4. При необходимости устройства дорожных одежд капитального типа на проезжих частях, под которыми уже расположены инженерные подземные сети, надлежит предусматривать в проекте перекладку этих сетей на специальные полосы или в коллекторы. Под проезжей частью допускают, в качестве исключения, оставление самотечных инженерных подземных сетей (водосток, канализации, дренажи и т.п.).

7.5. При проектировании проезжих частей и тротуаров с необходимостью оставления под ними отдельных инженерных подземных сетей руководствуются нормами наименьшей глубины заложения подземных сетей, считая от верха труб (табл.26), нормами наименьших расстояний подземных сетей от зданий, сооружений и устройств (табл.27) и нормами наименьших расстояний между подземными сетями (табл.28).

Таблица 26

Глубина заложения подземных сетей

Наименование подземных сетей

Наименьшая глубина заложения сетей, считая от верха труб

Водопроводные трубы

Ниже глубины промерзания грунта при диаметре труб до 300 мм — на 0,2 м

Выше глубины промерзания грунта при диаметре труб:

до 600 мм — на 0,25 диаметра

более 600 мм — на 0,5 диаметра

Канализационные трубы

Выше глубины промерзания при диаметре труб:

до 500 мм — на 0,3 м;

более 500 мм — на 0,5 м, но не менее 0,7 м до верха трубы, считая от планировочной отметки

Газопроводы

См. примечания 1 и 2

Теплопроводы (до верха конструкции канала)

0,5 м

Теплопроводы при бесканальной прокладке (до верха конструкции)

0,7 «

Кабели (до оболочки кабеля)

0,7 «

Кабели (при пересечении проезжих частей)

1 «

Примечания:

1. Газопроводы всех давлений и назначений, транспортирующие влажный газ, прокладывают ниже нормативной глубины промерзания грунта, считая от поверхности грунта (дорожного покрытия) до верха трубы.

2. Газопроводы, транспортирующие осушенный газ, можно укладывать в зоне промерзания грунта. При этом наименьшую глубину заложения газопроводов под проезжими частями с усовершенствованными покрытиями в непучинистых и малопучинистых грунтах принимают не менее 0,8 м, а на участках без усовершенствованных покрытий — не менее 0,9 м.

3. При прокладке водопроводов в зоне промерзания грунта материалы труб и стыковых соединений должны быть морозостойкими.

Таблица 27

Минимальные расстояния укладки подземных сетей от зданий, сооружений и устройств в м (в свету)

Наименование сетей

Обрезы фунда-
ментов зданий и соору-
жений

Мачты и опоры наружного осве-
щения, контакт-
ной сети и сети связи

Железные дороги (до оси ближай-
шего пути, но не менее чем на глубину траншей от подошвы насыпи)

Трамвай-
ные пути (от крайнего рельса)

Путе-
проводы, туннели (от стен или опор) на уровне оснований фунда-
ментов или ниже их

Проезжие части

до бортового камня

до наружной бровки боковой канавы или подошвы насыпи

Силовые кабели и кабели связи

0,6

0,5

3

2

0,5

1,5

1

Газопроводы низкого давления до 0,05 кг/см

2

0,5

3

2

3

1,5

1

Водопроводы

5

1,5

4

2

5

2

1

Канализация и водостоки

3

3

4

1,5

3

1,5

1

Дренажи

3

1,5

4

2

1

1,5

1

Теплопроводы

5

1,5

4

2

2

1,5

1

Трубопроводы горючих жидкостей

3

1,5

4

2

3

1,5

2,5

Примечания:

1. Для электрифицированных железных дорог расстояния от оси железнодорожного пути до силовых кабелей и кабелей связи принимают не менее 10 м.

2. Для напорной канализации расстояния подземных сетей до зданий, сооружений и устройств принимают как для водопровода.

3. При расположении водопроводной или канализационной трубы выше основания фундамента путепровода или туннеля на 0,5 м и более расстояние от этой трубы до фундамента должно быть не менее 2 м.

4. Для газопроводов среднего давления до 3 кг/см, высокого давления 3-6 кг/см, то же, 6-12 кг/см расстояния принимают согласно главе СНиП II-Г.11-62 «Газоснабжение. Нормы проектирования».

Таблица 28

Расстояния между подземными сетями

Наименование сетей

Наименьшие расстояния до сетей в м (в свету)

Водопровод

Канализа-
ция

Дренажи и водо-
стоки

Газопроводы

Ка-
бели сило-
вые

Ка-
бели
связи

Тепло-
про-
воды

низкого дав-
ления
до 0,05 кг/см

сред-
него дав-
ления до 3 кг/см

высокого давления

3-6 кг/см

6-12 кг/см

Водопровод

1,5

См. примечание 5

1,5

1

1,5

2

5

0,5

0,5

1,5

Канализация

См. примечание 5

0,4

0,4

1

1,5

2

5

0,5

1

1

Дренажи и водостоки

Газопроводы:

1,5

0,4

0,4

1

1,5

2

5

0,5

1

1

низкого давления до 0,05 кг/см

1

1

1

См. примечание 7

1

1

2

среднего давления
до 3 кг/см

1,5

1,5

1,5

То же

1

1

2

высокого давления
3-6 кг/см

2

2

2

«

1

1

2

то же, 6-12 кг/см

5

5

5

«

2

2

4

Кабели силовые

0,5

0,5

0,5

1

1

1

2

0,1-0,5

0,5

2

Кабели связи

0,5

1

1

1

1

1

2

0,5

2

Теплопроводы

1,5

1

1

2

2

2

4

2

2

Примечания:

1. При значительной разнице в вертикальных отметках сетей и оснований зданий и сооружений указанные в табл.27 и 28 расстояния должны быть проверены с учетом угла естественного откоса грунта в соседних траншеях.

2. В стесненных условиях прокладки сетей указанные в табл.27 и 28 расстояния могут быть уменьшены при специальном обосновании.

3. При невозможности обеспечить между теплопроводом и электрокабелем расстояние 2 м предусматривают такую теплоизоляцию теплопроводов, чтобы дополнительный нагрев грунта в любое время года не превышал 10°.

4. Расстояние от теплопровода до трубопроводов горючих и легковоспламеняющихся жидкостей принимают по расчету на нагревание грунта.

5. При параллельной прокладке водопроводов питьевой воды с канализационными линиями расстояние между трубопроводами должно быть не менее 1,5 м при водопроводных трубах диаметром до 200 мм и не менее 3 м при диаметре водопроводных труб более 200 мм.

На этих участках водопроводные трубы должны быть металлическими. При тех же условиях, но при расположении водопроводных линий ниже канализационных, указанное расстояние должно быть увеличено на разницу в отметках глубин заложения трубопроводов.

6. По условиям производства работ при прокладке водопроводных линий расстояние между силовыми кабелями и водопроводными линиями принимают не менее 1 м.

7. При одновременной параллельной прокладке в одной траншее двух и более газопроводов наименьшие расстояния между ними в свету должны быть:

а) для труб диаметром условного прохода до 300 мм — не менее 0,4 м;

б) для труб диаметром условного прохода более 300 мм — не менее 0,5 м.

8. В табл.28 указаны расстояния до стальных газопроводов. Расстояния до асбестоцементных газопроводов установлены специальными указаниями.

а) между трубопроводами или электрокабелями и проезжей частью, считая от ее поверхности до верха трубы (или футляра) или электрокабеля, — 1 м;

б) между трубопроводами и кабелями, а также между кабелями сильного тока, и кабелями связи — 0,5 м;

Предлагаем ознакомиться  Мошенничество с недвижимостью статистика

в) между трубопроводами различного назначения (за исключением канализационных сетей, пересекающих водопроводные сети, и трубопроводов, транспортирующих ядовитые и дурно пахнущие жидкости) — 0,2 м;

г) между сетями хозяйственно-питьевого водопровода и сетями хозяйственно-фекальной канализации при прокладке водопроводных труб в футлярах над канализационными трубопроводами (между стенками труб) — 0,4 м;

1. Газопроводы и трубопроводы горючих газов и легковоспламеняющихся жидкостей должны по возможности проходить под другими трубопроводами.

2. Указания, изложенные в п.7.6, г, можно не соблюдать при укладке водопроводной линии из металлических труб в футляре. Длина таких участков должна быть: в глинистых грунтах — не менее 5 м, а в фильтрующих грунтах — не менее 10 м в каждую сторону от места пересечения.

3. Если при пересечении канализационная труба лежит выше водопроводной, то водопроводную трубу надлежит прокладывать в футляре длиной 5 м в каждую сторону в глинистых грунтах и 10 м — в фильтрующих грунтах, а канализационную укладывать в металлическую.

8. ВОДОСТОКИ И СНЕГОУДАЛЕНИЕ

ВОДОСТОКИ

8.1. Открытые и закрытые водостоки, а также водосточные коллекторы, в том числе и коллекторы промпредприятий, обслуживающие одновременно улицы и микрорайоны (кварталы), проектируют согласно нормам настоящей главы и главы СНиП II-Г.6-62.В крупных и средних городах водостоки надлежит проектировать в соответствии с уточняемыми для каждого города расчетно-нормативными положениями настоящей главы.

а) грунтовые (дренажные);

б) от поливки и мытья улиц;

в) конденсационные и от охлаждения производственной аппаратуры;

г) от снеготаялок;

д) условно-чистые производственные воды;

е) от гаражей после мойки машин.Воды от снеготаялок перед спуском в водостоки очищают пропуском через отстойник-песколовку, а воды из гаражей от мойки машин — через бензомаслогрязеуловитель. Дождевые и талые воды с территории промпредприятий, в случае загрязнения этих территорий продуктами производства, подвергают очистке перед спуском в водостоки.

Воды, спускаемые в водостоки, не должны иметь температуру более 40° и оказывать разрушающего действия на материал труб и элементов сооружений.Примечание. По п.8.2д и 8.2е, а также с загрязненных территорий спуск воды в водостоки может быть допущен только с разрешения органов санитарного надзора и организаций, ведающих вопросами благоустройства.

8.3. Выпуск воды из водостоков в открытые водоемы проектируют согласно главе СНиП II-Г.6-62.В проекте выпуска воды из водостоков в маловодные водоемы предусматривают мероприятия, предохраняющие их от размыва, отложения наносов, загрязнения мусором, а также от затопления и заболачивания прилегающей территории.

8.4. В населенных местах могут быть водостоки открытого, закрытого или смешанного типа.

Водостоки открытые

8.5. Водостоки открытого типа устраивают в населенных местах с малоэтажной застройкой. В остальных случаях открытые водостоки можно устраивать как временные, с последующей заменой закрытыми.

а) подземными трубопроводами — при водостоках закрытого типа;

б) канавами — при водостоках открытого типа.Размеры канав назначают по гидравлическому расчету или типовым поперечникам.

8.7. Наибольшая глубина потока воды в канавах, в пределах населенного места, как правило, не должна превышать 1 м. Запас глубины канав над расчетным горизонтом воды должен быть для малых канав — 0,2 м и для больших — 0,4 м.

8.8. Канавы в населенных местах устраивают с креплением дна и откосов по смоченному или по всему периметру.В отдельных случаях канавы устраивают прямоугольной формы (каменными, бетонными или из железобетонных элементов).

8.9. При пересечении с дворовыми въездами наименьший диаметр переездных труб принимают 0,5 м и как исключение 0,4 м без нарушения пропуска расчетных расходов.

8.10. Наибольшие допускаемые скорости воды, протекающей в открытых канавах и лотках, а также крутизну их откосов принимают согласно главе СНиП II-Г.6-62.Если по условиям местности скорости течения превышают допускаемые для соответствующих типов креплений, необходимо предусматривать устройство перепадов, быстротоков, водобойных колодцев и т.п. или устройство закрытых водостоков.

8.11. В населенных пунктах с орошаемыми землями, как правило, проектируют сеть арыков. Арычные водостоки должны обеспечить самотечное орошение земли общего пользования и приусадебных участков, а также отвод расходов поверхностного стока.Количество воды, потребной для орошения, рассчитывают исходя из поливных гидромодулей.

8.12. Сечение арыков определяют гидравлическим расчетом. Для уменьшения потери воды от фильтрации предусматривают укрепление дна и стенок арыков местными материалами, цементно-бетонными плитами или из сборных железобетонных элементов.

Проектирование закрытых водостоков

8.13. Проектирование водостоков и коллекторов в крупных и средних городах производят на основе разработанной и согласованной генеральной схемы развития сети водостоков, в составе:плана бассейнов с расположением главных коллекторов и ориентировочным развитием сети водостоков; пояснительной записки с основными положениями развития сети водостоков и расчетно-нормативными положениями, устанавливаемыми для данного города;

8.14. В генеральной схеме должны быть установлены и обоснованы следующие основные положения развития сети водостоков: система канализования (раздельная, полная и неполная, общесплавная):тип водостоков (закрытый, открытый, смешанный);рекомендуемые конструкции водостоков;условия выпуска воды из водостоков в водоемы;

Основные положения по уточнению расчетных норм при разработке генеральной схемы

8.15. Водостоки, как правило, рассчитывают на сток дождевых вод по формулам с переменным или постоянным коэффициентом стока.Расходы стока дождевых вод с использованием табличных данных можно определять по формуле

л/сек,

где — площадь бассейна в га; — коэффициент стока, средний для всего бассейна или его части; — расчетная интенсивность дождя в л/сек на 1 га.Площадь бассейна и коэффициент стока определяют с учетом перспективы застройки и планировки города, района.В случае, если при существующих условиях площадь бассейна и коэффициент стока превышают перспективные, производят проверку расхода на существующие условия.

8.16. При расчете стока с больших бассейнов, имеющих неправильную форму или отличающихся резкой неоднородностью отдельных участков по условиям формирования стока (различный характер рельефа, застройки, водоотвода и др.), производят проверочные определения расходов дождевого стока с разных частей бассейна и наибольший из полученных расходов принимают за расчетный.

8.17. Расчет весеннего стока производят для больших бассейнов, а также при регулировании стока прудами и резервуарами.При расчете весеннего стока с городской территории учитывают удаление снега с улиц, дорог, площадей и крыш зданий.

8.18. При пересечении полосы отвода железных дорог и других специальных территорий расходы водостоков проверяют по соответствующим нормам.

8.19. Период однократного превышения расчетных интенсивностей дождей назначают в зависимости и от условий работы водостока с учетом последствий, которые могут быть при выпадении дождей, превышающих расчетный.При нормальных условиях работы водосток должен полностью пропускать расчетные расходы стока.

При чрезвычайных условиях водосток пропускает лишь часть расходов дождевого стока. При этом не должна быть превышена предельно допустимая высота затопления улиц.Предельной высотой следует считать такую высоту затопления, превышение которой на 0,1 м может вызвать полное затопление подвальных и полуподвальных помещений.

Таблица 29

Значения предельного периода (в годах)

Расположение водостока

Расположение водостока относительно рельефа

благо-
приятное

среднее

неблаго-
приятное

особо неблаго-
приятное

На площадях и улицах местного движения и на застроенных территориях

5

10

25

50

На скоростных дорогах и магистральных улицах

10

25

50

100

а) бассейн имеет плоский рельеф (средний уклон поверхности 5‰ и менее);

а) водосток проходит в нижней части склона;

б) водосток проходит по тальвегу с пологими склонами (средний уклон склонов 20‰ и менее).Неблагоприятное:Водосток проходит по тальвегу с крутыми склонами (средний уклон склонов более 20‰).Особо неблагоприятное:Водосток отводит воду из замкнутого пониженного места (котловины).При расчете на предельный период водостока, проходящего по тальвегу или через котловину, учитывают возможный сток с бассейнов соседних водостоков, расположенных на склонах.

8.20. Период однократного превышения расчетных интенсивностей дождей для нормальных условий работы водостока определяют в зависимости от застройки и рельефа местности, величины , площади бассейна и коэффициента стока, но не менее величин, указанных в табл.30.

Таблица 30

Наименьшие периоды однократного превышения расчетных интенсивностей дождей в годах

Расположение водостока

Расположение водостока относительно рельефа

благо-
приятное

среднее

неблаго-
приятное

особо неблаго-
приятное

На площадях и улицах местного движения и на застроенных территориях

0,25

0,33

0,5

1

На скоростных дорогах и магистральных улицах

0,33

0,5

1

2

Для водостоков, расположенных у особых сооружений, заглубленных ниже поверхности (метро, вокзалы и др.), период определяют индивидуально.

8.21. В расчетные расходы дождевых вод при продолжительности расчетного времени 10-25 мин вводят уменьшающую поправку в зависимости от коэффициента стока, продолжительности дождя, учитывающую неодновременность стока с городской территории. Поправочный коэффициент принимают по табл.31.

9. ДРЕНАЖИ

ДРЕНАЖИ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

9.1. Дренажи мелкого заложения применяют для осушения песчаного подстилающего слоя и обеспечения устойчивости дорожных покрытий с учетом условий п.2.49 настоящей главы.Дренажи мелкого заложения не устраивают в населенных местах со слабо развитой водосточной сетью или вовсе ее не имеющих. В этом случае вместо дренажа мелкого заложения устраивают песчаный подстилающий слой, проектируемый по принципу объемного компенсатора.

а) при двухскатной проезжей части шириной более 7 м под обоими лотками;

б) при двухскатной проезжей части шириной равной или менее 7 м, а также при односкатной — под одним лотком, а поверхности земляного полотна придают односторонний уклон в направлении дренажа.

9.3. Выпуск воды из продольных дренажей должен быть не реже чем через 200 м в водосточную сеть или в пониженные места рельефа.

9.4. Поперечный дренаж мелкого заложения устраивают при продольном уклоне проезжей части от 30‰ и выше. Дрены располагают под углом 60-70° к оси проезжей части. Расстояние между трубами поперечного дренажа, при наличии закрытого водостока, принимают по расчету, но не более 40 м с выпуском дрен в водоприемные колодцы водосточной сети.

9.5. При устройстве песчаного дренирующего слоя по принципу объемного компенсатора (без закладки продольных дренажных труб) удаление проникшей в основание проезжей части воды производят с помощью коротких трубчатых дренажных выпусков в водосточную сеть, в канавы или в пониженные места продольного профиля.

9.6. Дренаж мелкого заложения устраивают на глубине, зависящей от конструкции дорожной одежды, но не более 1 м от верха дорожного покрытия.

9.7. Уклон продольного дренажа должен соответствовать уклону лотков проезжей части, но не менее 4‰. Уклон дренажных выпусков из объемного компенсатора должен быть не менее 40‰.Поперечный дренаж проектируют параллельно уклону поверхности земляного полотна.

9.8. Для дренажа мелкого заложения применяют, как правило, асбестоцементные трубы диаметром 100 мм.В трубах прорезают отверстия для приема воды. Вокруг труб устраивают двухслойную обсыпку и покрывают ее рогожей.

9.9. При отсутствии возможности устроить выпуск в водостоки на дренаже устраивают смотровые колодцы типовой конструкции на расстоянии не более 50 м. При наличии водостоков дренажи присоединяют к водоприемным колодцам.

ДРЕНАЖИ ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

9.10. Дренажи глубокого заложения устраивают при необходимости понижения уровня грунтовых вод.

9.11. Норму осушения (глубину пониженного дренированием уровня грунтовых вод) для улиц назначают с учетом требований к проектированию земляного полотна и в увязке с требованиями посадки зеленых насаждений и дренирования прилегающей территории, но не менее глубины промерзания.

9.12. В городских условиях, как правило, применяют закрытые трубчатые дренажи с устройством на них смотровых колодцев. Смотровые колодцы устанавливают в местах поворотов трассы, изменения диаметров и уклонов, присоединения боковых линий и на прямых участках через 50 м. Наименьший диаметр труб уличных дренажей глубокого заложения — 150 мм.

9.13. Трассу дренажа на улице или дороге располагают со стороны притока грунтовых вод. При большой ширине улиц и неблагоприятных гидрогеологических условиях на улице могут быть две линии дренажей.Приближение дренажа к зданиям, сооружениям и устройствам принимают согласно табл.27 и 28 настоящей главы.

9.14. Наименьшие уклоны дренажа принимают при глинистых грунтах 2‰, при песчаных грунтах 3‰.Наибольшие уклоны принимают исходя из максимально допустимой скорости 1 м/сек.

9.15. Выпуск воды из дренажей производят в водостоки или в водоемы.Присоединение дренажей к водостокам производят, как правило, выше шелыги водостока. Не допускают присоединение дренажа к водостокам ниже уровня воды в последних при вероятности повторения расходов 3 раза в год и чаще.Выпуски дренажей в водоемы должны быть обеспечены от образования ледяных пробок и затопления при паводках.При невозможности устройства выпуска воды из дренажа самотеком для перекачки воды устраивают насосную установку автоматического действия.

9.16. Дренажи на улицах, дорогах и площадях, как правило, прокладывают совместно с водостоками.При достаточной глубине заложения водостока дренаж располагают над водостоком в одной вертикальной плоскости с выпуском в каждый смотровой колодец водостока.При невозможности из-за глубины заложения расположить дренаж над водостоком допускают параллельную укладку дренажа в одной траншее с водостоком.

9.17. Основные конструкции дренажей (трубопроводы с водоприемными отверстиями и дренажными обсыпками и смотровые колодцы) выполняют по типовым проектам.

9.18. Для дренажей, как правило, применяют асбестоцементные безнапорные трубы. При наличии агрессивных подземных вод применяют керамиковые канализационные трубы.Для приема грунтовых вод в дренажных трубах устраивают водоприемные отверстия.

9.19. Для дренажных обсыпок применяют гравий и щебень прочных изверженных пород или же особо прочные разности осадочных пород (кремнистые известняки и хорошо сцементированные, невыветрившиеся песчаники).Для наружных слоев обсыпок пригодны природные пески.Дренажные обсыпки должны быть подобраны таким образом, чтобы частицы дренируемого грунта не вымывались, обсыпки не кольматировались, а трубы не засорялись.

9.20. Засыпку дренажных траншей производят фильтрующими грунтами.При сложном строении водоносного пласта часть дренажной траншеи засыпают песком на 0,3-0,5 м выше уровня грунтовых вод, а при однородных грунтах с коэффициентом фильтрации менее 5 м/сутки — на высоту 0,6-0,7 (где — высота от низа дренажа до уровня грунтовых вод).Песок, употребляемый для засыпки траншей, должен иметь коэффициент фильтрации не менее 5 м/сутки.

9.21. Смотровые колодцы на дренажах, как правило, выполняют из сборного железобетона. Для предохранения дренажа от засорения колодцы должны быть снабжены дополнительной крышкой.При выпуске дренажей ниже наивысшего горизонта воды в водоприемнике в дренажном колодце перед выпуском устраивают обратный клапан.

9.22. Гидрогеологический расчет выполняют для установления дебита и построения депрессионных кривых на дренируемой территории.

9.23. Гидравлический расчет выполняют для определения диаметра, высоты заполнения и скоростей течения воды в дренажных трубах.При гидравлическом расчете исходят из наибольшего возможного дебита дренажа, отвечающего периоду наивысших уровней подземных вод.При проверочных расчетах на наименьшие значения допускаемых скоростей исходят из зимнего или летнего режима работы дренажа.Напорный режим работы дрен не допускают.

9.24. Скорость течения воды в трубчатых дренажах допускают в пределах от 0,15 до 1 м/сек.Наименьшая допустимая скорость для дренажей в глинистых грунтах 0,15-0,2 м/сек, в песчаных 0,3-0,35 м/сек.Оптимальная скорость — 0,5-0,7 м/сек.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальное изданиеМ.: Государственное издательстволитературы по строительству, архитектуреи строительным материалам, 1963


Свежие комментарии
    Рубрики
    Adblock detector