16.02.2020     0
 

Особенности приема на работу бывшего госслужащего


Порядок приема на работу бывшего госслужащего

По привычке работодатели, принимая на работу бывшего служащего из государственных или муниципальных организаций, руководствуются только лишь Трудовым Кодексом, не учитывая нововведенный антикоррупционный закон, поэтому предпринимателями допускаются ошибки, которые являются серьезными правонарушениями и караются большими штрафами.

Довольно часты случаи, когда служащие из государственных учреждений переходят в бизнес-структуры, где платят намного больше. Там они могут применить свои знания и большой солидный опыт. Предприниматели или руководство компаний также не против сотрудничества с такими людьми, считая, что данный специалист будет полезен не только как профессионал своего дела, закаленные на государственной службе, но и как человек с обширными связями в государственных управленческих структурах.

Принимают чиновника посредством заключения трудового договора на общих основаниях. После чего руководитель должен издать приказ или распоряжение о приеме данного сотрудника. В дальнейшем все трудовые отношения с бывшим чиновником строятся на основании Трудового Кодекса Российской Федерации.

Что говорит Закон

Согласно ст. 17.1 ФЗ №273 «О противодействии коррупции» работник государственных или муниципальных структур, ранее работавший на должности, которая включена в перечень, указанный в нормативных актах РФ, может трудоустроиться в компании, к предпринимателям и другие предприятия на основании трудового договора в течение 2-х лет с момента увольнения с госслужбы.

Разберем эту норму по пунктам для более легкого понимания. Работодателю вменяется в обязанности сообщать о трудоустройстве чиновника если:

  1. прием на работу госслужащего осуществляется путем заключения трудового договора:
  2. бывший госслужащий на новом месте работы получает заработную плату  в размере, превышающем 100 тыс. рублей}
  3. бывший государственный работник устроился  на новую работу до истечения двухлетнего срока. В случае, если с момента ухода с госучреждения прошло 2 и более года, то сообщать никуда не надо}
  4. должность чиновника, занимаемая ранее на государственной службе, входит в перечень, установленный нормативными актами Российской Федерации (Указ №557 от 18.05.2009).

Как было сказано ранее, на основании этих условий, работодатель уведомляет руководство предыдущего места работы чиновника  в течение 10 дней с момента подписания трудового договора. Не соблюдение установленных сроков  —} это административное правонарушение и влечет за собой ответственность. Сообщение о данном трудоустройстве оформляется письмом.

Ответственность

Согласно Федеральному Закону № 273 ст. 13.1, все граждане, включая иностранцев и не имеющих гражданство лиц, несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность за нарушение антикоррупционного закона. Предпринимателю, нарушившему ст. 12 ч. 4 данного закона, грозит административное взыскание в виде ощутимого штрафа. Статья 19.29 КОАП РФ предусматривает за не выполнение закона № 273-ФЗ штраф:

  • с граждан взыскивается – 2 000 – 4 000 руб.}
  • с должностных лиц, а также  предпринимателей – 20 000 – 50 000 руб. (ст. 2.4 КоАП РФ)}
  •  юридические лица штрафуются на сумму от  100 000 – 500 000 руб.

Особенности приема на работу бывшего госслужащего

Как видим, суммы не малые, и далеко не каждый индивидуальный бизнесмен сможет выложить за раз такую сумму. Антикоррупционное законодательство затрагивает всех, кто может нанимать сотрудников на работу, хотя, казалось, какое отношение предприниматель имеет к муниципальной или государственной службе. Однако, незнание законодательства не освобождает от ответственности. Чтобы уберечь свой карман от истощения рекомендуется строго соблюдать этот и другие законы.

Прежде всего отметим, что поступившее в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работ на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы рассматривается:

  • комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов – в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы;

  • аттестационными комиссиями – в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы иных видов.

Вне зависимости от того, какая комиссия рассматривает обращение бывшего служащего, необходимо придерживаться порядка рассмотрения обращений, определенного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (далее – Положение о комиссиях). Отметим, что этот порядок касается федеральной государственной службы. Однако органы власти субъекта РФ или органы местного самоуправления вправе принять свой порядок. Полагаем, что основные моменты все равно будут одинаковыми, поэтому рассмотрим правила для федеральной государственной службы.

Бывший госслужащий при устройстве на работу должен предупредить работодателя о последнем месте своей службы. Эти же сведения должны быть отражены и в его трудовой книжке. Речь идет о сотрудниках, замещавших должности, перечисленные в Указе Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей…».

Если с момента увольнения прошло более 2 лет, то работодатель принимает такого сотрудника в обычном порядке, предусмотренном ТК РФ. В противном случае работодатель дополнительно обязан направить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего по адресу его последнего места службы (ст. 12 закона № 273-ФЗ; ст. 64.1 ТК РФ).

Предлагаем ознакомиться  Все статьи ТК РФ, по которым могут уволить с работы

Такое уведомление должно быть отправлено и в случае приема сотрудника на работу по совместительству, а также при заключении с ним гражданско-правового договора (ГПХ). Уведомление о приеме на работу по ГПХ-договору бывшего госслужащего следует направлять, когда сумма оплаты его труда в месяц превышает 100 тыс. руб.

Уведомить госструктуру – бывшее место службы работника – необходимо в течение 10 дней с момента подписания договора. Настолько короткий срок может стать причиной возникновения проблем, если нужно уточнить информацию о сотруднике, т.к. запросы по предыдущему месту работы могут занять намного больше времени.

Если сотрудник принимается на работу по договору ГПХ с оплатой от 100 тыс. руб., не сообщая о своем прежнем месте работы, то работодателю желательно запросить у него копию трудовой книжки, чтобы быть уверенным в том, что закон не будет нарушен.

Случаи, когда согласие комиссии обязательно.

Особенности приема на работу бывшего госслужащего

1) наличие должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами РФ;

2) указание в должностных (служебных) обязанностях гражданина отдельных функций государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую он трудоустраивается;

3) прошествие менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы;

4) заключение трудового договора вне зависимости от размера заработной платы либо заключение гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому (по которым) составляет более 100 000 руб. в течение месяца.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих условий.

Для начала внесем ясность, касающуюся должностей гражданских служащих. Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрены следующие должности федеральной государственной службы, замещение которых требует получения согласия для трудоустройства в коммерческой организации:

  • включенные в разд. I или II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Указ № 557);
  • включенные в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разд. III перечня, утвержденного Указом № 557.

Приведем наименования отдельных должностей служащих, которым придется получать согласие, в таблице.

МВД

Росгвардия

Минобороны

Руководители и заместители руководителей:

– органов предварительного следствия системы МВД и их структурных подразделений;

– медико-санитарных и санаторно-курортных организаций;

– образовательных и научных организаций системы МВД

Руководители (начальники) и заместители руководителей (начальников):

– структурных подразделений центрального аппарата;

– органов управления оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии

Руководители (начальники) и заместители руководителей (начальников):

– органов военного управления военных округов, их структурных подразделений;

– военных комиссариатов;

– территориальных органов министерства;

– иных органов военного управления

Командиры соединений и воинских частей войск национальной гвардии

Командующие объединениями, командиры соединений и воинских частей

Кроме того, если в должностные обязанности по той должности, с которой служащий увольняется, входили функции государственного, муниципального (административного) управления в отношении организации, он обязан получить согласие комиссии на трудоустройство в данную организацию.

Также нужно учитывать двухлетний срок с момента увольнения со службы. При этом если гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, то получать согласие придется в отношении каждого случая его трудоустройства.

Особенности приема на работу бывшего госслужащего

Обращение на прежнее место службы подается гражданином в подразделение кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В первую очередь отметим, что комиссия образуется согласно нормативному правовому акту государственного органа, которым утверждаются состав комиссии и порядок ее работы.

В состав комиссии входят председатель, его заместитель, назначаемый руководителем государственного органа из числа членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя.

Комиссия состоит:

  • из заместителя руководителя государственного органа (председатель комиссии);

  • из руководителя подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностного лица кадровой службы государственного органа, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии);

  • из государственных служащих подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определяемых руководителем;

  • из представителя Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства РФ;

  • из представителя (представителей) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой.

Число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов комиссии.

Предлагаем ознакомиться  Хорошие качества человека для резюме

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо.

По общему правилу, установленному п. 19 Положения о комиссиях, заседание комиссии проводится в присутствии гражданина. Но в некоторых случаях возможно рассмотрение обращения и без него.

1) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо заключение гражданско-правового договора, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

2) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо заключении гражданско-правового договора, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.

Выписка из решения комиссии, заверенная подписью секретаря комиссии и печатью государственного (муниципального) органа, вручается гражданину под подпись или направляется заказным письмом с уведомлением по указанному им в обращении адресу не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения соответствующего заседания комиссии.

Согласно п. 30 Положения о комиссиях решение комиссии по итогам рассмотрения обращения гражданина носит обязательный характер. Однако, если гражданин не согласен с решением, он может обратиться в комиссию с просьбой о его пересмотре.

* * *

Обобщим вышесказанное. Итак, за выдачей согласия на заключение трудового или гражданско-правового договора обращаются не все государственные и муниципальные служащие, а лишь те, чьи должности включены в специальные перечни.

Обращение бывшего служащего рассматривается подразделением кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а затем комиссией. При принятии решения комиссия оценивает круг трудовых обязанностей в организации, с которой служащий планирует заключить договор, размер платы за выполнение (оказание) работ (услуг) по договору и другие условия. В результате комиссия либо дает согласие, либо отказывает гражданину.

[1] «О направлении Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией».

Перечень должностей

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции», указанные требования к приему на работу бывшего государственного (муниципального) служащего установлены для граждан РФ, замещавших следующие должности федеральной государственной службы:

  • включенные в разд. I или II Перечня должностей федеральной госслужбы (утв. 18.05.2009 № 557), при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные госслужащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения о на своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  • должности федеральной госслужбы, включенные в Перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном госоргане, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные госслужащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения на своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального госоргана в соответствии с разд. III Перечня, утв. Указом Президента от 18 мая 2009 г. № 557.

Особенности приема на работу бывшего госслужащего

В перечень Указа № 557 включены должности федеральной государственной гражданской службы: заместители министра, начальники, руководители подразделений и их заместители органов МВД, МЧС, Минобороны РФ, Фельдъегерской службы РФ, Службы внешней разведки РФ, ФСБ РФ, Росгвардии РФ, ФСО РФ, ФСИН РФ, Службы специальных проектов, Таможенной службы, Прокуратуры РФ, Следственного комитета.

Если на работу принимают бывшего руководителя подразделения одной из перечисленных служб, то в этом случае все понятно. Сложнее с разделом III Указа № 557, в котором говорится о других должностях, связанных с коррупционными рисками без отнесения к конкретным госструктурам. В этом случае следует пользоваться нормативными документами соответствующих ведомств, принятых на основании Указа № 557.

Например, компания принимает на работу бывшего сотрудника городской инспекции ФНС, занимавшего должность «государственный налоговый инспектор». В этом случае нужно обратиться к приказу ФНС РФ от 25.09.2017 № ММВ-7-4/754@, утвердившему перечень должностей, связанных с коррупционными рисками. Т.к. данная должность включена в ведомственный перечень, то сообщение о приеме на работу такого сотрудника направлять нужно.

А вот сотрудники внебюджетных фондов госслужащими не являются, хотя на них и накладываются отдельные ограничения в соответствии с постановлением Правительства от 05.07.2013 № 568. Но этот документ ничего не говорит об обязанности работодателя информировать о приеме на работу таких лиц, поэтому в данном случае закон № 273-ФЗ не применяется.

Также не признаются госслужащими сотрудники учебных заведений (в т.ч. руководители – директора школ, ректоры вузов и т.п.). Исключением являются только руководители ведомственных учебных заведений, должности которых перечислены в Указе № 557.

Поскольку ведомственных перечней существует множество, работодателю зачастую лучше перестраховаться и сообщить о приеме бывшего работника любой госструктуры, даже если однозначного требования о таком уведомлении в нормативных актах не найдено.

Образец уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Предлагаем ознакомиться  Требуют кредит бывшего мужа

Особенности приема на работу бывшего госслужащего

Такое сообщение также направляют:

  • по каждому договору при оформлении с основным работником совместительства – независимо от размера зарплаты;
  • при заключении с ним договора ГПХ на выполнение работ (оказание услуг), если их стоимость превышает 100 000 рублей в месяц или договор заключен на срок менее 1 месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 рублей.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.01.2015 № 29, уведомление должно содержать следующие обязательные сведения:

  1. Персональные данные сотрудника:
  • ФИО (с указанием всех прошлых ФИО, если такие были),
  • дата и место рождения полностью;
  1. Последняя занимаемая должность на государственной службе (в соответствии с записью в трудовой книжке, если таковая имеется);
  2. Полное и краткое название юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  3. Полные реквизиты приказа, распоряжения или иного решения работодателя, согласно которому сотрудник приступил к исполнению обязанностей;
  4. Реквизиты трудового договора и вид договора – срочный (с указанием срока действия и условий заключения) или бессрочный;
  5. Полное название должности, на которую принят сотрудник и название отдела;
  6. Должностные обязанности сотрудника, которые он будет выполнять в соответствие с должностной инструкцией.

Уведомление лучше всего оформить на фирменном бланке организации, заверить подписью ответственного лица и печатью. Отправлять нужно с описью вложения и уведомлением о получении – эти незначительные почтовые расходы помогут в случае спорных ситуаций подтвердить факт отправки уведомления.

Рассмотрение обращения подразделением кадровой службы.

Первоначально обращение служащего рассматривается в подразделении кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Указанное подразделение также осуществляет подготовку мотивированного заключения.

При подготовке мотивированного заключения должностные лица кадрового подразделения могут проводить собеседование со служащим, получать от него письменные пояснения, а руководитель государственного (муниципального) органа или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в любые заинтересованные организации.

Несообщение о приеме на работу бывшего госслужащего

Неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего является административным правонарушением и наказывается штрафом по ст. 19.29 КоАП. Сумма штрафа составляет от 20 до 50 т. р. на должностное лицо и от 100 т. р. до 500 т. р. на юридическое лицо. Если нарушителем является индивидуальный предприниматель, то он несет ответственность, как должностное лицо.

Особенности приема на работу бывшего госслужащего

По сложившейся судебной практике, если организация признает свою вину, то к ней обычно применяется минимальный штраф (как на должностное лицо). Более крупные штрафы налагаются, если виновное лицо пытается необоснованно оспорить факт нарушения или выясняются дополнительные отягчающие обстоятельства (например, подделка документов).

Уйти от наказания достаточно сложно, процедура уже отработана и является достаточно простой. Прокуратура получает данные обо всех уволенных и уволившихся из госучреждений, и отслеживает в течение 2 лет данные по ним из Пенсионного фонда и налоговой инспекции. Любая информация является поводом для запроса и проверки. Далее остается только уточнить – было ли в 10-дневный срок отослано уведомление.

Правда, при наличии определенных условий, штрафа все-таки можно попробовать избежать. Если работодатель докажет тот факт, что сотрудник не предоставил вовремя трудовую книжку, и не сообщил о прежнем месте работы, что повлекло за собой правонарушение, санкции могут применяться уже к сотруднику – он будет уволен по ст. 84 ТК РФ.

Также достаточно часты ситуации, когда в трудовой книжке содержится запись о последнем месте службы, но должность не указана. В таком случае работодатель не имеет возможности выполнить требования закона. Как правило, прокуратура требует уволить сотрудника и предъявить приказ о его увольнении. Но это абсолютно не мешает работодателю принять бывшего госслужащего вновь и выполнить все требования закона, направив уведомление о приеме на работу.

Выводы

Закон предусматривает серьезные штрафные санкции за несообщение о приеме на работу бывшего госслужащего. Принимая во внимание все «подводные камни», которые могут обнаружиться в ходе выяснения – нужно ли уведомлять о приеме на работу бывшего госслужащего или нет, многие считают, что лучше «на всякий случай» направлять уведомления о приеме каждого такого работника.

Зачастую наши люди не удосуживаются как следует изучить законы, касающиеся их деятельности. И это относится не только к предпринимателям и другим физическим и юридическим лицам, но даже правоохранительные органы весьма поверхностно разбираются в сути дела. Поэтому не всегда наказание настигает действительно виновного в правонарушении.

https://www.youtube.com/watch?v=C8CesP2qCxs

Что можно сказать в заключение?

  1. Антикоррупционный закон сложен и часто трактуют его не совсем правильно. Толковать данный закон следует совместно с другими нормами и нормативными актами}
  2. Работодатель уведомляет о приеме на работу бывшего госслужащего только в том случае, если все условия на лицо в совокупности. Если не достает хотя бы одно условия, уведомление составлять нет необходимости}
  3. Ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ наступает исключительно при наличии полного объема правонарушения. При недостающем признаке, действие не может быть расцениваться как административное нарушение}
  4. Не во всех случаях признание вины и готовность понести взыскание является разумным, хотя это и является причиной значительно снизить размер ответственности. Следует обжаловать иск в суде. Часты случаи, когда вследствие  судебного разбирательства, решение суда  вовсе отменяло взыскание.


Свежие комментарии
    Рубрики
    Adblock detector