20.04.2020     0
 

Процедура банкротства завода


Банкротство физических лиц

Возникает вопрос – каковы признаки и порядок установления банкротства предприятия?

Диагностика банкротства предприятия проводится с учетом обязательств по размеру денежных средств.

Первоначальным признаком приближающегося банкротства можно считать задержку предоставления предприятием финансовой отчетности, что подтверждает частое изменение показателей баланса.

В некоторых случаях юридическое лицо может попытаться спровоцировать свою несостоятельность, что именуется преднамеренным или умышленным банкротством. Оно вызывается целенаправленными действиями или бездействием руководства.

Если фактически организация способна погасить задолженность по всем обязательствам перед кредиторами на момент обращения в арбитражный суд, однако заявляет обратное, такое обстоятельство является прямым признаком умышленности банкротства.

Чтобы с точностью выявить признаки такого вида несостоятельности компании, необходимо тщательно изучить всю ее производственную деятельность.

Процедура банкротства завода

Признаки преднамеренного банкротства предприятия также определяются по показателю обеспеченности по оборотным активам.

Если в результате расчета данный показатель превышает либо равен единице, предприятию присущи все признаки реального банкротства. Если же показатель не достигает единицы, признаки отсутствуют.

Зная все признаки и порядок установления банкротства предприятия, можно определить его преднамеренность и привлечь руководство к административной или уголовной ответственности.

Когда стало понятно, что восстановить платежеспособность предприятия невозможно, его ликвидация проводится по упрощенной процедуре банкротсва, предусмотренной главой 11 ФЗ «О банкротстве». Воспользоваться этой процедурой могут две категории организаций-должников.

Первая — это компании, у которых не хватает имущества для окончательного расчета с кредиторами. Здесь ликвидатор подает иск в арбитражный суд. Причем обратиться в арбитражный суд может и учредитель или руководитель. После рассмотрения заявления суд принимает решение и вводит упрощенную процедуру банкротства юридического лица и сразу открывает конкурсное производство. На протяжении месяца кредиторы вправе предъявить претензии должнику.

Вторая категория — это юридические лица, фактически прекратившие деятельность, руководитель компании отсутствует либо его невозможно разыскать. Тогда в арбитражный суд обращается кредитор, ФНС или другой орган. Кредиторы получают уведомление от конкурсного управляющего о ликвидации должника, который отсутствует. У них также есть право для предъявления требований по задолженности.

К сведению

Однако, если в процессе проведения упрощенной процедуры предприятия, у компании-должника обнаружатся активы, которые можно реализовать, юридическое лицо объявляют банкротом по общей схеме. О таком переходе в суде должен заявить конкурсный управляющий.

Другими словами, применить упрощенную процедуру несостоятельности можно при выполнении двух условий:

  • стоимость имущества компании-должника недостаточна для выплаты задолженности перед кредиторами;
  • арбитражный суд после рассмотрения заявления о признании должника банкротом выносит решение о назначении ликвидатора.

Банкротство юридических лиц

Это общие условия, они относятся ко всем юридическим лицам. Но каждая компания имеет собственные причины для инициирования процедуры банкротства, различное финансовое состояние, структуру бухгалтерского баланса. Поэтому, чтобы определить требования для успешного прохождения процедуры банкротства по «упрощенке» нужно понять финансовое состояние организации, структуру дебиторской и кредиторской задолженности.

На всех стадиях банкротства арбитражным управляющим является физическое лицо, которое напрямую влияет на эффективность всех мероприятий, связанных с ликвидацией организации.

К сведению

Это профессионал со специальным образованием, получаемым по особым программам, утвержденным на федеральном уровне. Функции арбитражного управляющего выполняют только индивидуальные предприниматели, состоящие в СРО. Его назначает арбитражный суд для распоряжения и управления активами компании, признаваемой банкротом.

Арбитражный управляющий — ключевая фигура , именно от него зависят все мероприятия, связанные с процедурой упрощенного банкротства фирмы. Это и взыскание дебиторской задолженности, и оспаривание ранее совершенных сделок, и санация, и представление интересов в судебной инстанции. Арбитражный управляющий занимается оценкой и поиском имущества, а также его реализацией.

Кроме этого, в его обязанности входят:

  • защита собственности организации от посягательств неправомерного характера других кредиторов вне рамок процедуры банкротства;
  • ведение реестра требований кредиторов, которые официально имеют право на получение части имущества должника;
  • анализ финансового положения компании;
  • организация общего собрания кредиторов, если в этом возникает необходимость;
  • контроль расходов, связанных с мероприятиями по банкротству;
  • выявление признаков банкротства, которые вступают в противоречие с действующем законодательством.

Более того, ФЗ № 127 «О банкротстве» предусматривает, что арбитражный управляющий вправе осуществлять и другие действия, если это нужно для проведения упрощенной процедуры банкротства.

Важной стадией банкротства по «упрощенке» является реализация имущества, принадлежащего должнику. Это позволяет хотя бы частично удовлетворить требования кредиторов. Одним из способов распродажи имущества должника в упрощенной процедуре банкротства являются торги, под которыми подразумеваются открытые аукционы.

Информация

Победителем торгов признается участник, предложивший наибольшую цену. Аукцион проводится через электронные онлайн-площадки. Принимать участие в них могут юридические и физические лица. Необходимо зарегистрироваться на площадке и своевременно подать заявку. Организацией торгов имущества компании-должника занимается арбитражный управляющий.

Сама процедура торгов в упрощенной процедуре банкротства по распродаже имущества должника строго регламентирована. Она проходит в три основные этапа:

  1. Первичные торги. Считается начальным этапом торгов. Участники вправе делать ставки на повышение стоимости реализуемого имущества. Величина шага определяется заранее условиями аукциона.
  2. Повторные торги. Это мероприятие проводится в ситуациях, когда первичные торги признаны несостоявшимися. В этом случае начальная стоимость имущества уменьшается на 10 %.
  3. Публичные торги. Если первые два этапа прошли безрезультатно, проводятся публичные торги, основная особенность которых — уменьшение стоимости через установленные заранее промежутки времени. Здесь участники торгов могут приобрести имущество по весьма низкой стоимости, снижение цены иногда достигает 99 %.

Необходимость признать официально несостоятельность и банкротство юридического лица возникает, если фирма не имеет возможности рассчитываться по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнес-проекта на рынке. Появляется большая задолженность перед разными кредиторами и в выплате заработной платы сотрудникам. Собственник задумывается об этой неприятной и хлопотной процедуре как о варианте закрыть свое предприятие с долгами.

Процедура банкротства юридического лица схожа с банкротством физического лица, когда физ. лицу нужно объявить себя банкротом перед банком. Но есть и различия.

Порядок банкротства юридического лица определен в федеральном законе №127, который претерпел изменения в 2018 году. Во многих случаях он предполагает различные меры по спасению убыточного предприятия, которые входят в состав процедуры. Сам закон, определяющий, что такое банкротство юридического лица, является пошаговой инструкцией, на которую необходимо опираться на каждом этапе.

Привести предприятие к такой серьезной ситуации могли как сочетание экономических факторов, так и неумелое руководство со стороны администрации, неэффективный менеджмент. В любом случае признать несостоятельным можно должника, который имеет определенные признаки банкротства юридического лица:

  • Совокупная задолженность всем кредиторам составляет не менее 300 000 рублей (включая налоги и платежи в бюджет);
  • Срок выплаты долгов нарушен и превышает 3 месяца по каждому отдельно взятому контрагенту;
  • Имеется немалая просрочка по заработной плате, выходным пособиям перед сотрудниками.

Задолженность может возникать вследствие различных обстоятельств и представлять собой:

  • Долги перед поставщиками товаров или материалов, которые отгружены, но не оплачены по выставленным счетам;
  • Невыплаченную зарплату, начисления за нее в бюджет;
  • Невозвращенные кредитным организациям займы;
  • Долги перед учредителями предприятия;
  • Задолженность, которая образовалась перед государственными фондами.

В эту сумму могут входить различные штрафные санкции, судебные выплаты или претензии со стороны клиентов.

Заявление о признании несостоятельности юридического лица имеет определенный Образец иска о признании юридического лица банкротом (ссылка на скачивание) и подается в установленной письменной форме. Его заверяет своей подписью руководитель фирмы или его заместитель, если он имеет полномочия. Форма заявления предусматривает обязательное внесение информации, которая содержит:

  • Данные об арбитражном суде, в который подается заявление;
  • Полную сумму задолженности по всем кредиторам;
  • Общую сумму претензий, которые не будут оспорены представителями предприятия-должника;
  • Любые обстоятельства и факторы, повлиявшие на появление убытков и потерю платежеспособности;
  • Сведения обо всех открытых банковских счетах, которые будут использованы при погашении долгов.

Понятие и сущность банкротства предприятия

К заявлению обязательно прикладываются квитанции об оплате пошлины и услуг управляющего (или ходатайство о рассрочке). Хорошим вариантом может стать приложение собственного плана по оздоровлению или реструктуризации.

Процедура внешнего управления

Если арбитражный суд признал юридическое лицо банкротом, наступают следующие последствия:

  1. Директор и остальные руководящие органы отстраняются от управления фирмой, на их место назначается арбитражный управляющий. Он занимается реализацией оставшихся активов должника и погашением его задолженности перед кредиторами.
  2. На просроченные задолженности банкрота перестают начисляться пени, штрафы, проценты по кредитам, суммы неустоек.
  3. Закрываются производства по исполнительным листам о взыскании денежных средств с должника.
  4. Если на имущество должника были наложены аресты, в последствии банкротства юридического лица все ограничения снимаются.
  5. Информация об имущественном положении банкрота перестает быть коммерческой тайной и находится в свободном доступе.
  6. Списывается сумма задолженности по налоговым платежам.
  7. Данные об организации исключаются из Единого государственного реестра юридических лиц.

При этом, учредители и руководители предприятия-банкрота в последствии не лишаются права заниматься коммерческой деятельностью в дальнейшем. Признав свою организацию банкротом, они по сути освобождаются от убыточного бизнеса и получают перспективу открыть новое, прибыльное дело.

Директор несет субсидиарную ответственность в следующих случаях:

  1. в результате его деятельности был нанесен имущественный вред кредиторам;
  2. ведение, составление и хранение бухгалтерских и других отчетных документов осуществлялось с нарушениями норм российского законодательства;
  3. отсутствие обращения либо несвоевременное обращение в судебные органы с заявлением о признании должника несостоятельным.

Субсидиарная ответственность предполагает, что директор будет обязан покрыть долги перед кредиторами за счет своего личного имущества. Помимо субсидиарной, руководитель предприятия может быть привлечен к административной ответственности. На директора налагаются штрафы и переменяются другие меры административного воздействия если установлено, что он инициировал фиктивное банкротство либо скрывал имущество предприятия.

После завершения конкурсного производства привлечь руководителя к ответственности нельзя.

Процесс банкротства юридического лица проходит в несколько этапов. Последним из них является конкурсное производство. На этом этапе предполагается полная ликвидация предприятия, а значит и увольнение всего штата сотрудников. Все остальные стадии банкротства не затрагивают работников, они сохраняют свои рабочие места и привычные условия труда.

Если ситуация не позволяет восстановить платежеспособность юридического лица и назначено конкурсное производство, последствия увольнения работников не избежать. При любых исходах деятельности организации права сотрудников защищает Трудовой Кодекс РФ. Вопросами увольнения персонала в период банкротства организации занимается назначенный конкурсный управляющий.

Процедура должна быть проведена в соответствии с требованиями ТК РФ. В противном случае, сотрудники имеют право обращаться в суд для восстановления своих прав. Согласно ст. 129 ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» работники, подлежащие увольнению должны быть оповещены в течение 1 месяца со дня введения конкурсного производства.

  1. работники должны быть уведомлены о расторжении трудовых договоров не позднее 2 месяцев до даты увольнения (ст. 180 ТК России);
  2. необходимо известить службы занятости о предстоящем закрытии организации и массовом сокращении персонала;
  3. в приказе об увольнении и в трудовой книжке должна быть указана причина «Ликвидация предприятия».
Предлагаем ознакомиться  Новый счет-фактура с 19 июля 2019 года

При сокращении работников в следствие банкротства юридического лица производится расчет и выплата следующих сумм:

  • заработная плата на дату увольнения;
  • отпускные за неиспользованный отпуск;
  • выходное пособие в размере двух месячных окладов.

Важно

Все финансовые расчеты с работником, а также выдача документов (приказа и трудовой книжки) должны проводиться в день увольнения.

Процесс признания юридического лица несостоятельным может затянуться на длительный период и иметь негативные последствия.

  • Сокращения рабочего персонала

При банкротстве организации происходит вынужденное массовое сокращение штата работников. Это ведет к увеличению уровня безработицы. В свою очередь отсутствие работы приводит к снижению уровня жизни, уменьшению потребительской способности граждан. Эта ситуация усугубляет упадок спроса на товары и ухудшение экономической ситуации в целом.

  • Потеря части вложений кредиторами

У организации-банкрота остаются неудовлетворенные обязательства. При ликвидации юридического лица в последствии эти суммы просто списываются. Кредиторы теряют часть своих средств, что может повлиять на их финансовый результат. Бывает, что несостоятельность крупного градообразующего предприятия может вызвать банкротство более мелких фирм-партнеров. Это снижает экономическую активность во всем регионе.

  • Задолженность перед бюджетом

У обанкротившейся фирмы могут остаться невыплаченные долги по налогам и другим бюджетным платежам. Их списание означает, что государство не получит часть средств, которые направляются на обслуживание социальной сферы.

  • Риск потери имущества самим должником

Все оставшиеся после процедуры банкротства юридического лица активы идут на погашение задолженности юридического лица. Законом установлены очереди кредиторов и определена их последовательность в требовании погашения долга. Если средств фирмы не достаточно, по решению суда для расчета с партнерами могут привлекаться личные средства учредителей либо руководителей организации.

^К началу страницы

Процедура банкротства завода

Федеральная налоговая служба в соответствии с положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора
в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» и от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» является уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирование порядка и условий осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения,
возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
(далее — Закон о банкротстве).

^К началу страницы

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может подать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате
выходных пособий и (или) об оплате труда.

Банкротство юридических лиц

^К началу страницы

В отношении должника — юридического лица может быть введена одна из предусмотренных законом процедур:

  • наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов
    (Глава IV Закона о банкротстве);
  • финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (Глава V Закона о банкротстве);
  • внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности (Глава VI Закона о банкротстве);
  • конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (Глава VII Закона о банкротстве);
  • мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами (Глава VIII Закона о банкротстве);

^К началу страницы

Процесс банкротства завершается либо ликвидацией должника-юридического лица (Пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что моментом завершения
ликвидации юридического лица считается момент внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц), либо удовлетворением требований кредиторов.

Процедура банкротства предприятия имеет свое начало с оформления заявления, в котором выражаются требования по выдаче должнику статуса банкрота.

  • обеспечить должнику защиту от кредиторов, требования которых он не в состоянии удовлетворить,

  • защитить интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, обеспечив сохранность имущества и справедливое его распределение между кредиторами. 

  • осуществлять сделки по покупке и продаже имущества, передаче имущества в залог, выдаче поручительств;

  • выезжать за границу (этот вопрос решается на усмотрение суда);

  • распоряжаться денежными средствами на банковских счетах.

  • 6 000 рублей на государственную пошлину;
  • От 30 000 за услуги внешнего управляющего.
  1. Наблюдение: необходимо для анализа и изучения сложной финансовой ситуации на предприятии;
  2. Назначение и работа внешнего арбитражного управляющего, который контролирует проведение всех мероприятий и отвечает за сохранность имущества на время разбирательств;
  3. Оздоровление: этап предусматривает изучение и воплощение возможности спасения предприятия-должника путем внедрения эффективного управления, рассрочек и направлен на погашение долгов;
  4. Внешнее управление делами: функции руководства выполняет сторонний специалист, назначенный в судебном порядке;
  5. Конкурсное производство: этап предусматривает полнейшую инвентаризацию и реализацию для реализации возможности погашения долгов.
  • Прекращаются все начисления штрафов и пени;
  • Учредители теряют свои доли в уставном фонде;
  • Штат сотрудников полностью распускается.

Инициатором может выступать:

  • сама фирма, имеющая долги (учредители, основатели, руководство, хозяева предприятия);
  • кредиторы, сторонние третьи лица;
  • государственные органы;
  • временное руководство и органы контроля.

Для первых характерны следующие признаки:

  • наступление срока погашения денежных долгов, возникших до конкурсного производства, и обязательных платежей по налогам, сборам, денежным выплатам работникам предприятия;
  • прекращение начислений всех видов неустоек, штрафов и процентов по долговым обязательствам неплательщика;
  • распродажа имущества на торгах;
  • снятие ограничений на распространение информации о финансовом положении организации, эти данные больше не являются конфиденциальными и не относятся к коммерческой тайне;
  • не требуется исполнение должностных обязанностей руководством компании и ее подразделений из-за ликвидации;
  • запрет на совершение от лица организации-банкрота любых сделок;
  • снятие ареста, ранее наложенного на собственность должника;
  • роспуск персонала в связи с ликвидацией фирмы-банкрота и полным прекращением ее деятельности.

Последствия несостоятельности предприятия для должника

^К началу страницы

  1. Общая сумма долговых обязательств перед другими субъектами составляет 100 000 р.
  2. Владельцы ЗАО не участвуют в обязательном покрытии кредитов на протяжении 3-х месяцев с момента, когда обязательства необходимо было исполнить.

Динамика банкротств по отраслям

Подачей соответствующего заявления может заняться непосредственно сам должник, кредиторы, специальные уполномоченные инстанции. Это указано в 7-й статье 127-ФЗ. Принятием окончательного решения о банкротстве занимается суд на основании имеющихся в доказательной базе данных. Порядок погашения задолженностей при ликвидации закрытого акционерного общества регулируется законодательством (ст. 64 ГК РФ). Согласно его нормам, выплаты производятся в следующей очередности:

  • суммы по возмещению нанесенного гражданам физического и морального ущерба;
  • выплаты зарплат сотрудникам, включая гонорары за авторство;
  • оплата долгов в бюджет и фонды внебюджетного характера;
  • расчеты с остальными категориями кредиторов (как правило, это большая часть всех кредитных обязательств).

На время, когда ЗАО признается финансово несостоятельным, к нему применим определенный перечень ограничений:

  • собственниками не может быть уменьшен размер уставного фонда, который был установлен изначально;
  • происходит заморозка доступа к акциям и другим ценным бумагам;
  • владельцы не вправе выплачивать финансовые средства и проценты по акциям.

К сведению

Законодательная база признания лица банкротом учитывает все нюансы дела и предполагает их строгое соблюдение.

  • погашение долгов;
  • «свержение» некомпетентного управленца/управленцев;
  • возможность начать дело с нуля.

Что касается негативных последствий банкротства ЗАО, они заключаются в субсидиарной ответственности акционеров, утрате ценности акций, необходимости реализации имущества.

С признанием гражданина банкротом прекращается:

  • процесс удовлетворения требований кредиторов по существующим денежным обязательствам, по уплате обязательных платежей (за исключением налогов, сборов, штрафов). Требования к гражданину можно предъявить только в рамках дела о банкротстве;

  • процесс начисления неустоек и процентов по текущим обязательствам;

  • действие исполнительных листов по взысканию имущества. Иными словами, гражданин, признанный банкротом, не должен выполнять требования кредиторов, оставшиеся неудовлетворенными после реализации имущества должника.

  • арбитражного управляющего;
  • компанию-должника
  • кредиторов;
  • уполномоченных органов.

Компания-должник вправе самостоятельно инициализировать процедуру банкротства путем подачи соответствующего заявления в арбитражный суд, если она не способна оплатить необходимые платежи и исполнить обязательства перед кредиторами.

Арбитражный управляющий занимается всей упрощенной процедурой банкротства предприятия. Этот человек имеет особые полномочия, обязан защищать активы должника, изучать состояние финансовых дел компании. Управляющий вправе собирать кредиторов либо их комитет, работать с арбитражным судом, привлекать третьих лиц для выполнения возложенных на него обязанностей и в результате получить оплату за труды.

Кредиторы — это граждане или юридические лица, имеющие официально подтвержденные требования к должнику в плане финансовых выплат в рамках ранее заключенных договоренностей. Кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с иском о несостоятельности должника.

Уполномоченные органы — это государственные учреждения, у которых есть требование по оплате налогов, взносов или сборов. Это трудовая и налоговая инспекции, таможенная служба, пенсионный фонд, ФСС, орган по надзору за деятельностью СРО. Уполномоченные органы не являются кредиторами, но их требования удовлетворяются одними из первых.

Иногда в ходе судебных разбирательств или анализа финансового состояния могут быть выявлены факты намеренного доведения до убыточности. Тогда бывшие руководители и главный бухгалтер могут понести наказание, вплоть до уголовной ответственности.

Особенности этапа наблюдения

Рассмотрим некоторые особенности банкротства особых категорий организаций.

Градообразующее предприятие

Согласно действующему законодательству, градообразующая организация – это организация, численность персонала которой превышает ¼ работающих жителей данного населенного пункта.

Превышение штатной численности в размере 5 000 человек является основанием для отнесения предприятия к числу градообразующих.

Инициирование процедуры банкротства юридического лица

Особенности банкротства градообразующих предприятий следующие:

  • процедуры финансового оздоровления и внешнего управления отдаются в ведение РФ, ее субъекта или МО и влекут за собой предусмотренные законом особенности;
  • если банкротство градообразующих предприятий привело к необходимости продажи имущества, то она проводится при условии сохранения покупателем 50% рабочих мест.

Стратегические предприятия

К стратегическим относят унитарные предприятия, ПАО, деятельность которых заключается в производстве оборонной продукции, чьи акции должны принадлежать государству.

Сюда же включают оборонные промышленные фирмы и организации уголовно-исполнительной системы.

Несостоятельность организаций такого типа имеет свои особенности:

  1. Банкротство стратегических предприятий и организаций предусматривает увеличенный срок просрочки выплаты обязательств – 6 месяцев, а также иной уровень «порога подведомственности» — 500 000 рублей;
  2. Арбитражный управляющий подобного рода фирмы обязан иметь стаж работы на стратегических предприятиях, соответствующее образование и опыт;
  3. Внешний управляющий не имеет права отказаться от исполнения государственного оборонного заказа.
Предлагаем ознакомиться  Банкротство если есть решение суда

Банкротство – вынужденная мера, требующая строго соблюдения законодательных требований.

Есть определенный порядок банкротства юридического лица. Он прописан в Федеральном законе № 127 и подразумевает ряд процессуальных мер, направленных на то, чтобы спасти убыточное предприятие. По сути, Закон о банкротстве юридических лиц представляет собой подробную инструкцию: что следует делать на каждом шаге процедуры.

Причиной столь крайней меры, банкротства, может стать совокупность экономических факторов, а также ненадлежащее управление компанией, неграмотный менеджмент и т. д.

Несостоятельным можно объявить должника, который имеет определенные признаки банкротства юридического лица:

  • объем общей задолженности всем кредиторам – 300000 рублей и более (включая налоги и другие обязательные отчисления в бюджет);
  • нарушен срок погашения долгов: просроченность по каждому отдельно рассматриваемому контрагенту более 3 месяцев;
  • существует задолженность по заработной плате и выходным пособиям перед работниками на протяжении длительного времени.

Задолженность может появиться в силу разных обстоятельств и быть выражена в виде:

  • долгов перед поставщиками сырья или продукции, которую отгрузили, но не оплатили по выставленным документам;
  • задолженности перед учредителями компании;
  • невыплаченного жалованья, начисленных на него платежей в бюджет;
  • задолженности по отчислениям в государственные фонды;
  • кредитов, не возвращенных финансовым организациям.

В размер задолженности могут включаться судебные выплаты или претензии со стороны клиентов, разного рода штрафные санкции.

По мнению специалистов, инициировать банкротство должника юридического лица выгоднее, чем просто закрывать предприятие. В пользу данного суждения говорят, например, такие преимущества:

  • как только компания объявляет себя несостоятельной, ее долги аннулируются;
  • вся процедура проводится арбитражным управляющим, которого назначают, когда начинается конкурсное руководство;
  • организацию сразу после банкротства автоматически исключают из ЕГРЮЛ, поэтому предъявить ей какие-нибудь материальные или имущественные претензии в будущем не получится;
  • часто банкротство – единственный вариант уладить проблемы с непорядочными конкурентами и другими представителями бизнес-сообщества, например, неблагонадежными кредиторами, а порой и криминальными структурами, которые хотят завладеть предприятием;
  • процедуру несостоятельности иногда используют для того, чтобы реорганизовать компанию и выделить новые подразделения; имеющиеся долги в таких случаях тоже ликвидируются.

Как видно, с помощью данной процедуры можно избавиться от многих неприятностей, возникших в итоге деятельности предприятия. Однако не всех закон наделяет правом претендовать на осуществление этого.

Бюджетным учреждениям, религиозным и политическим организациям вариант признания несостоятельности не подходит. Государственные предприятия могут воспользоваться данной процедурой только в том случае, если это прописано в их уставе. Рассмотрением дела о признании предприятия банкротом занимается исключительно арбитражный суд по месту регистрации претендента.

Банкротами не признают также фонд (если это устанавливает закон, регламентирующий учреждение и работу такого фонда) и публично-правовую компанию.

Если заявление о банкротстве юридического лица подается кредитором, для него это один из реальных способов вернуть одолженные средства. Особенно, когда предприятие неплательщика является действующим, у неисполнительного заемщика имеются активы и имущество, в счет которых может быть взыскан долг.

К другим преимуществам того, что инициатором выступает кредитор, относятся:

  • возможность назначения своего управляющего на время процедуры;
  • вероятность ускорения процесса взыскания долга (без длительного ожидания результатов работы специалистов Федеральной службы судебных приставов).

После того, как процедура признания несостоятельности будет завершена, обязательства перед кредиторами исполняются в другой форме.

Читайте нашу статью
«Бухгалтерский аутсорсинг: риск или экономия?».

Факт несостоятельности ЗАО определяется согласно общим правилам соответствующего закона РФ. Однако в рамках этого процесса стоит обратить внимание на некоторые нюансы.

  1. Несостоятельность может повлечь действие или, наоборот, бездействие владельцев ценных бумаг. Это, в свою очередь, налагает на них ответственность перед кредиторами.
  2. Если были обнаружены признаки банкротства, отчисление дивидендов по акциям автоматически исключается. Наряду с этим происходит отчуждение эмиссионных бумаг и уменьшение величины уставного капитала.
  3. Есть распространение регламента и на дочерние компании. Если проблемы наблюдаются у одной из «ветвей» ЗАО, это предполагает субсидиарную ответственность, которую впоследствии понесет центральная компания.

Судебная практика показывает, что дела, связанные с ликвидацией ЗАО, являются наиболее сложными. После выполнения нескольких этапов происходит достижение конечной цели – прекращения деятельности компании. Нередко такой подход выступает в качестве единственного метода улучшения сложившейся ситуации.

Пошаговая процедура банкротства юридического лица включает в себя несколько шагов при обращении в арбитраж, каждый из которых занимает определенное время:

  1. Подготовка: она заключается в анализе неплатежеспособности и всех причин возможного банкротства;
  2. Оплата судебных расходов;
  3. Сбор всей необходимой в процессе доказательной базы;
  4. Составление специального заявления о признании несостоятельности;
  5. Подача документов на рассмотрение.

Каждый шаг имеет множество нюансов и тонкостей, поэтому будет полезна помощь опытных юристов или адвокатов, специализирующихся в этой сфере. Независимый взгляд поможет оценить правильность обращения в суд, ведь процедура банкротства может сильно испортить деловую репутацию и отпугнуть потенциальных инвесторов. Кроме того, найденные факты намеренного доведения предприятия до разорения могут привести к уголовным делам и долгим разбирательствам.

Фактически этап наблюдения – это вспомогательная процедура, введение которой закрепляется особым постановлением суда. В нем назначается специальный временный управляющий, который в дальнейшем будет контролировать все шаги руководства. По его инициативе:

  • Проводится анализ всех дел и проведенных сделок фирмы. Это помогает определить факторы, которые привели к несостоятельности. Выносится общая оценка действий руководства и ведется поиск фактов, указывающих на возможное фиктивное банкротство;
  • Составляется полный список кредиторов. В него вносятся все физические и юридические лица, банковские и бюджетные организации, по которым возникла задолженность в период работы предприятия. Это могут быть работники, которым не выплачена в полном объеме заработная плата, поставщики или подрядчики;
  • Подсчитывается вся сумма кредиторской и дебиторской задолженности. За основу берется бухгалтерская документация, заключенные договора и выставленные неоплаченные претензии;
  • Выясняются все благоприятные возможности для оздоровления должника, включая реструктуризацию имеющихся долгов;
  • Проводится первое собрание всех кредиторов. В нем будут участвовать представители заемщиков, указанные в специально составленном реестре.

Первое собрание кредиторов является важнейшим этапом в стадии наблюдения. Именно здесь определяются все дальнейшие действия и цели, определяется, какая стадия последует далее. На этом собрании управляющий обязательно делает попытку примирить стороны и предлагает заключить мировое соглашение, вносит на обсуждение реструктуризацию долгов. Все вопросы, заявленные на повестке собрания, должны решаться только путем голосования.

  • Признание правомерности финансовых требований к юридическому лицу;
  • Утверждение определенной кандидатуры в роли временного управляющего;
  • Источник оплаты его услуг.

В некоторых случаях суду не удается быстро определиться с компетентной кандидатурой внешнего управляющего. В этом случае рассмотрение может быть отложено на срок до 15 дней для подбора нового варианта.

Окончанием этого важного этапа считается дата, когда признается банкротство должника юридического лица или вводится внешнее управление, заключается мировое соглашение между всеми участниками.

Если при первичном экономическом анализе открываются благоприятные обстоятельства и скрытые ресурсы, суд может назначить процедуру финансового оздоровления предприятия-задолжника. Законодательно такой этап ограничен 2 годами. На весь этот период руководство проблемной компанией по всем основным моментам полностью согласовывается с арбитражным управляющим.

  • значительное сокращение срока ликвидации предприятия (до 4-12 месяцев) по сравнению с общей процедурой, которая может проходить не один год;
  • практически полностью исключено внешнее воздействие на руководителя и учредителей компании, так как интересы юридического лица с самого начала представляет ликвидатор, а потом арбитражный управляющий, назначенный судом;
  • упрощенная схема банкротства позволяет сэкономить деньги собственников. В среднем на все мероприятия уходит 200-300 тыс. рублей. Это связано с тем, что время работы арбитражного управляющего уменьшается в несколько раз;
  • конкурсное производство — единственная стадия. Организация не проходит этапы наблюдения, оздоровления, внешнего управления.

Сбор необходимой документации для банкротства

Банкротство юридических лиц арбитражный суд рассматривает только на основании зафиксированных фактов и доказательств. Поэтому перед обращением необходимо собрать и подготовить внушительный набор различных документов:

  • Свидетельство, подтверждающее регистрацию предприятия;
  • Полный пакет учредительных приказов и протоколов;
  • Вся бухгалтерская и финансовая отчетность за последние 5 лет работы;
  • Любые справки и выписки, подтверждающие задолженность;
  • Штатное расписание с указанием зарплат;
  • Свидетельства о постановке на учет в фондах;
  • Выписки, подтверждающие состояние счетов, заверенные банками;
  • Полный список всех кредиторов;
  • Копии документов всех учредителей.

Это лишь основанная часть списка, который может быть дополнен любыми договорами, графиками платежей или рассрочек.

Права участников упрощенной схемы несостоятельности организации

После принятия на рассмотрение судом заявления о признании банкротства в работу включаются независимые управляющие. Для каждого этапа может подбираться новая кандидатура, которая обладает специальными знаниями и опытом. До 2015 года истец-должник мог самостоятельно выбирать и предлагать оптимальных на его взгляд сотрудников самоуправляемых организаций, оказывающих подобные услуги.

Учитывая, что схема банкротства юридического лица включает в себя несколько объемных этапов, это подразумевает возможность назначения на каждый отдельного специалиста:

  • Внешнего;
  • Административного;
  • Временного;
  • Конкурсного.

При наличии у претендента достаточного опыта и знаний весь арбитражный процесс за предприятием может быть закреплен за одним конкурсным управляющим, который будет курировать должника вплоть до ликвидации. Он должен иметь профильное высшее образование, достаточный опыт работы в должности руководителя больших бизнес-проектов, знать специфику работы предприятия-задолжника.

Самоуправляемая арбитражная организация предоставляет на рассмотрение суда список всех потенциальных кандидатур из числа не занятых в других судебных процессах. Судьи выбирают и назначают конкурсного управляющего специальным постановлением, принимая во внимание количество успешно проведенных им процедур ликвидации.

  • Проведение постоянного мониторинга финансового состояния, поиск скрытых резервов;
  • Соблюдение прав кредиторов при ликвидации;
  • Обеспечение сохранности всего имущества должника;
  • Уведомление персонала о возможности сокращения и надзор за законностью его проведения;
  • Внесение в специальный реестр сведений о банкротстве юридического лица;
  • Работа с третьими лицами по возврату долгов убыточному предприятию;
  • Организация собраний кредиторов, предоставление необходимой информации о состоянии дел.

В настоящее время должность такого внешнего управляющего еще находится на стадии формирования и по-настоящему опытных специалистов недостаточно для ведения всех арбитражных дел. Его обязанности подробно расписаны в законе «О банкротстве», а сумма вознаграждения за работу оплачивается юридическим лицом-банкротом на банковский счет самоуправляющей арбитражной организации.

Стандартный срок для проведения всех процедур составляет полгода. Основные правовые последствия такого серьезного шага:

  • Наступают сроки погашения задолженности по всем договорам, претензиям, искам;
  • Прекращается любое начисление штрафных санкций на долги предприятия;
  • Все сведения, которые касаются деятельности и создания юридического лица, теряют признаки коммерческой тайны;
  • Снимаются наложенные на имущество аресты для возможности его свободной реализации;
  • Все действия осуществляются под руководством конкурсного управляющего и направлены на организацию законных торгов, максимальное погашение предъявленных долгов.

Основной этап на этой стадии – создание специальной конкурсной массы (фонда для расчета со всеми заемщиками). В нее включаются все виды имущества, ценности, материалы, сырье и автомобили, которые выявлены в результате подробной инвентаризации.

  1. На собрании учредителей выносится решение о ликвидации организации. Назначается ликвидатор, который уведомляет ФНС о начале упрощенной процедуры банкротства фирмы. На основе полученного заявления налоговый орган заносит запись в ЕГРЮЛ о начавшемся процессе. С этого момента руководителем организации становится ликвидатор.
  2. Ликвидатор размещает публичное уведомление о упрощенном банкротстве компании в СМИ и лично сообщает каждому кредитору, внебюджетным фондам и другим лицам о начавшейся процедуре.
  3. Проводятся мероприятия по уточнению сведений об имеющемся имуществе компании. Для этого ликвидатор направляет запросы в налоговую службу, Росреестр, Роспатент и прочие органы, имеющие информацию об имуществе. С налоговой службой проводится сверка по налогам.
  4. Одновременно в налоговую службу направляется промежуточный баланс, где указывается, что долги предприятия составляют свыше 300 тыс. рублей. На основании этого ликвидатор подает заявление о признании компании банкротом в арбитражный суд. Сделать это он обязан на протяжении 10 дней.
  5. После рассмотрения заявления арбитраж признает юридическое лицо банкротом, происходит открытие конкурсного производства и назначение арбитражного управляющего. В процессе конкурсного производства управляющий опубликовывает информацию о признании компании банкротом в СМИ. Кредиторы вправе на протяжении 30 дней заявить о своих требованиях к компании-должнику. Арбитражный управляющий в процессе банкротства проводит инвентаризационные мероприятия имущества, удовлетворяет требования кредиторов, взыскивает дебиторскую задолженность, закрывает расчетные счета и отчитывается о совершенных действиях.
  6. На основе полученной отчетности управляющего арбитражный суд выносит определение об окончании упрощенной процедуры банкротства юридического лица. Уже на основании этого налоговый орган исключает компанию-должника из реестра ЕГРЮЛ, выдает свидетельство о ликвидации. С данного момента все задолженности юридического лица считаются погашенными, в дальнейшем их взыскание становится невозможным.

^К началу страницы

В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.04 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», порядок выбора уполномоченным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявления
о признании должника банкротом устанавливается Минэкономразвития России.

В целях реализации пункта 11 вышеуказанного постановления приказом Минэкономразвития России от 19.10.2007 №351 «Об утверждении Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах
о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании
должника банкротом» утвержден порядок выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, СРО АУ
при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (далее – Порядок выбора).

Предлагаем ознакомиться  Комиссия за внесение наличных на расчетный счет

Решение о выборе СРО при подаче в арбитражный суд заявления о признании банкротом стратегических предприятия или организации принимается уполномоченным органом в соответствии с Порядком выбора, если иное не установлено решением Правительственной комиссии
по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, образованной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.

Сведения о взыскании убытков, причиненных Российской Федерации действиями арбитражных управляющих

^К началу страницы

Повышение эффективности процедур банкротства и снижение связанных с ними издержек определены в качестве одной из стратегических целей Федеральной налоговой службы.

Пакет документов

Достижение данной цели невозможно без организации конструктивного диалога с сообществом арбитражных управляющих, которые являются ключевыми участниками в делах о банкротстве.

Существующие в настоящее время способы взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих, ограничены, в основном, обжалованием действий (бездействия) арбитражных управляющих в арбитражный суд, а также в орган по контролю (надзору) за их деятельностью.

Вместе с тем, принятая и реализуемая в настоящее время в Российской Федерации концепция саморегулирования предполагает не только проведение последующего контроля, но и предупреждение членами соответствующих саморегулируемых организаций нарушений.

К числу наиболее распространенных нарушений, совершаемых арбитражными управляющими, относятся нарушения, носящие формальный характер, а также нарушения, последствия которых могут быть устранены арбитражным управляющим во внесудебном порядке.

В этой связи ФНС России сообщает о начале пилотного проекта, в рамках которого саморегулируемым организациям предлагается присоединиться к новому формату взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих.

Данный формат предполагает внедрение внесудебного порядка обжалования налоговыми органами действий (бездействия) арбитражных управляющих в саморегулируемую организацию, членом которой он является.

Результатом организации диалога должно стать оперативное устранение допущенных арбитражными управляющими нарушений, а также снижение издержек, связанных с участием в арбитражных судах, и, как следствие повышение эффективности процедур банкротства.

Упрощение порядка банкротства позволяет провести данный процесс в сокращенные сроки с минимизацией любых потерь денежных средств.

Начальным этапом упрощенной процедуры становится ликвидация компании как юрлица.

Публикация данного факта происходит уже после внесения всех изменений в ЕГРЮЛ.

Спустя 2 месяца проводится процедура оформления так называемого ликвидационного баланса, после составления которого ликвидатор в соответствии с законом несет обязательство по оповещению кредитной организации о том, что проявились все факторы банкротства предприятия, а также отнесению искового заявления в арбитражный суд с целью признания фирмы банкротом.

Суд проанализирует пригодность данного заявления. Основанием анализа станут соответствующие документы, и в случае убедительности доказательств суд вынесет решение о признании организации банкротом.

Формирование списков СРО

^К началу страницы

В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО, содержащих указание на возможность представлять во всех субъектах Российской Федерации кандидатуры арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства
стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий или должников первой группы, формирует федеральный список СРО по Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами стратегических предприятий
и организаций, субъектов естественных монополий и должников первой группы.

В федеральном списке в отношении каждой СРО отдельно указывается на возможность представления кандидатур арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства должников первой группы, стратегических предприятий и организаций или субъектов естественных
монополий.

В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО формирует региональные списки СРО по субъектам Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами финансовых организаций,
должников второй и третьей групп, отсутствующих должников в соответствии с указанными СРО субъектами Российской Федерации, в которых они готовы представлять кандидатуры арбитражных управляющих — своих членов.

При формировании региональных списков для подачи заявлений уполномоченного органа о признании банкротами отсутствующих должников уполномоченный орган вправе учитывать эффективность реализации процедур банкротства отсутствующих должников, в том числе
в части понесенных расходов на проведение соответствующих процедур и результатов завершения соответствующих процедур, и иные критерии для включения СРО в соответствующий региональный список по соответствующему субъекту Российской Федерации.

СРО включается в соответствующие федеральный и (или) региональные списки с присвоением СРО очередного порядкового (регистрационного) номера в соответствии с датой регистрации заявления СРО в ФНС России.

Изменения в федеральный и региональные списки вносятся ФНС России с первого числа первого месяца каждого квартала на основании уведомлений СРО, поступивших в ФНС России не позднее первого числа последнего месяца предыдущего квартала.

Списки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

^К началу страницы

Финансовое оздоровление

СРО исключается по решению уполномоченного органа из соответствующих списков в случае исключения СРО из единого государственного реестра СРО АУ, а также на основании заявления СРО о невозможности предоставления кандидатур арбитражных управляющих —
своих членов — в субъекте Российской Федерации и (или) в отношении определенной группы или категории должников.

Выбор СРО

^К началу страницы

В соответствии с приказом ФНС России от 13.12.2013 №ММВ-7-8/594@ «Об осуществлении выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа» в целях реализации Порядка выбора органом, уполномоченным представлять
в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о
признании должника банкротом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 19.07.

2007 N 351 выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в отношении должников всех групп и категорий,
при подаче заявления уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом), а также в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 11 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах
банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 N 219, осуществляется на уровне центрального
аппарата ФНС России.

Выбор саморегулируемых организаций арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом)

Неучет СРО

Внешнее управление при банкротстве

^К началу страницы

Решение о неучете СРО при выборе СРО для указания в заявлении уполномоченного органа (далее — решение о неучете СРО) принимается ФНС России при наличии оснований, указанных в п.11 Порядка выбора, в соответствии с которым основаниями для принятия уполномоченным
органом решения о неучете СРО являются:

  • отстранение арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;
  • причинение неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве обязанностей имущественного ущерба Российской Федерации как кредитору;
  • привлечение арбитражного управляющего к уголовной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве или к административной ответственности в форме дисквалификации за
    неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
  • однократное непредставление кандидатур арбитражных управляющих для утверждения арбитражным судом по заявлению уполномоченного органа;
  • непредставление арбитражным управляющим, утвержденным в деле о банкротстве, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства для регистрации юридического лица
    в связи с его ликвидацией в порядке банкротства.

Решение о неучете СРО принимается уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО.

Решения о неучете СРО, принятые уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО

Тонкости мирового соглашения

Законодательством предусмотрена возможность заключения выгодного всем сторонам мирового соглашения практически на любом этапе арбитражного процесса. Оно представляет собой добровольное соглашение между кредитором и предприятием-должником в лице руководителя. В нем прописываются все требования и нюансы относительно реструктуризации накопившихся долгов. В специальном договоре указываются все изменения сроков и процентных ставок, размеры ежемесячных сумм до полного погашения.


Свежие комментарии
    Рубрики
    Adblock detector