21.02.2020     0
 

Рассмотрение арбитражными судами дел о несостоятельности банкротстве


Особенности мирового соглашения

Особенности разбирательства арбитражным судом дел о банкротстве наиболее ярко выявляются в сравнении с нормами АПК, регулирующими порядок рассмотрения арбитражным судом традиционных споров.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 АПК и ст. 5 Закона дела о банкротстве подведомственны только арбитражному суду независимо от того, кто является лицом, участвующим в деле, — юридическое лицо или гражданин. Суды общей юрисдикции дела о банкротстве не рассматривают, не может быть дело о банкротстве передано на рассмотрение и третейского суда (п. 3 ст. 29 Закона).

Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится в порядке, предусмотренном ст. 112, 113 АПК, однако имеет и одну существенную особенность.

В случае наличия у должника возражений по требованиям кредиторов, налоговых или иных уполномоченных органов, прокурора арбитражный суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, по заявлению должника, проверяет в отдельном судебном заседании обоснованность возражений (к примеру, устанавливает размер задолженности конкретному кредитору или ее отсутствие), т.е. фактически разрешает спор о праве.

Таким образом, в рамках подготовки дела к судебному разбирательству по существу рассматриваются требования, мало отличающиеся от традиционных исковых. Необходимость рассмотрения возражений должника на стадии подготовки дела к судебному разбирательству вызвана тем, чтобы к моменту рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд обладал более или менее полными сведениями о наличии или отсутствии задолженности должника, поскольку реальные суммы долга зачастую расходятся с данными кредиторов, налоговых и других органов, бухгалтерскими документами самого должника.

Возражения должника рассматриваются арбитражным судом в заседании, которое должно быть назначено не позднее одного месяца (п. 3 ст. 46 Закона) до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве, с обязательным извещением о времени и месте заседания должника, временного управляющего, кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, прокурора.

Заседание проводится по правилам, установленным АПК для судебного разбирательства, по результатам заседания выносится определение. В определении указывается размер требований кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, которые признаны обоснованными. В случае удовлетворения возражений должника в определении указываются суммы, не включаемые в задолженность.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено арбитражным судом в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (п. 1 ст. 47 Закона). Установление более продолжительного по сравнению с исковым производством (два месяца — ст. 114 АПК) срока рассмотрения дела о банкротстве связано с его (дела) относительно большей трудоемкостью (иногда в деле участвуют до ста лиц;

Судебное разбирательство дел о банкротстве производится по правилам, установленным АПК (гл. 16). Каких-либо особенностей, за исключением порядка заключения и исполнения мирового соглашения, являющегося отдельной процедурой банкротства, Закон не предусматривает.

В соответствии со ст. 48 Закона арбитражный суд по результатам рассмотрения дела о банкротстве принимает один из следующих актов:

  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • решение об отказе в признании должника банкротом;
  • определение о введении внешнего управления;
  • определение о прекращении производства по делу.

Среди особенностей мирового соглашения, заключаемого при рассмотрении арбитражным судом дел о банкротстве, можно назвать следующие:

  1. Мировое соглашение является процедурой банкротства (ст. 23 Закона), т.е. одним из способов реализации целей банкротства.
  2. Мировое соглашение может быть достигнуто на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, в том числе и на стадии конкурсного производства, т.е. после вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом.
  3. Мировое соглашение со стороны должника подписывается гражданином-должником, руководителем должника — юридического лица, внешним или конкурсным управляющим, со стороны кредиторов — лицом, уполномоченным собранием кредиторов (п. 2 ст. 121 Закона).
  4. Решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов и считается принятым, если за него проголосовало большинство (более 50%) от общего числа конкурсных кредиторов и все кредиторы (100%) по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника (п. 2 ст. 120 Закона).
  5. Законом допускается участие в заключении мирового соглашения третьих лиц (п. 3 ст. 120 Закона), которые берут на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением (к примеру, по погашению части долга должника).
  6. Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) прекращении обязательств должника предоставлением отступного, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством (п. 1 ст. 122 Закона).
  7. Мировое соглашение может быть заключено и утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди (п. 1 ст. 123 Закона). К ним относятся граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, по расчетам трудового характера (зарплаты, пособия) и выплате вознаграждений по авторским договорам (п. 2 ст. 106 Закона).
  8. Заключение мирового соглашения является при утверждении его арбитражным судом основанием для прекращения производства по делу, за исключением случаев, когда оно заключено во время конкурсного производства. В этом случае арбитражный суд производство по делу не прекращает, а выносит определение об утверждении мирового соглашения (п. 4 ст. 121 Закона). Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению (п. 4 ст. 124 Закона).
  9. Мировое соглашение по заявлению должника, кредитора или прокурора может быть признано недействительным по основаниям, предусмотренным ст. 127 Закона. В этом случае производство по делу о банкротстве возобновляется отдельным определением арбитражного суда, которое может быть обжаловано (п. 1 ст. 128 Закона). Объявление о возобновлении производства по делу публикуется арбитражным судом за счет должника в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».
  10. Мировое соглашение может быть расторгнуто по соглашению всех кредиторов, а также по решению арбитражного суда. Кроме того, арбитражный суд может расторгнуть мировое соглашение в отношении отдельного кредитора (п. 2 ст. 129 Закона). Расторжение договора влечет те же последствия, что и признание мирового соглашения недействительным.

Подсудность дел о банкротстве

Подсудность дел о банкротстве, по существу, является исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица и по месту жительства гражданина (ст. 28 АПК и ст. 29 Закона).

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ст. 14 АПК). Однако принятие заявления о признании должника банкротом и подготовка к судебному разбирательству производятся судьей единолично (ст. 41, 46 Закона).

К лицам, участвующим в деле, относятся должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам, прокурор, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, иные лица.

Круг лиц, которые могут быть должником и конкурсным кредитором, ограничен Законом. В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона не могут быть признаны банкротом и выступать в качестве должника казенные предприятия (ст. 115 ГК), некоммерческие организации (общественные, религиозные — ст. 117 ГК, учреждения — ст.

120 ГК, объединения юридических лиц — ст. 121 ГК и иные некоммерческие организации, за исключением потребительских кооперативов — ст. 116 ГК и фондов — ст. 118 ГК). В качестве должников по делу о банкротстве не могут выступать и такие субъекты гражданских правоотношений, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (гл. 5 ГК); филиалы и представительства юридических лиц (ст. 55 ГК).

К конкурсным кредиторам относятся только кредиторы по денежным обязательствам (ст. 2, 11 Закона), т.е. обязательствам, основанным на нормах гражданского законодательства, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (к примеру, из обязательств по уплате дивидендов акционерам, выплате денежного эквивалента пая участникам обществ).

Помимо конкурсных, т.е., условно говоря, гражданско-правовых кредиторов, право на участие в деле о банкротстве и на подачу заявления о признании должника банкротом Закон предоставляет и другим лицам, которые также условно могут быть названы административно-правовыми кредиторами: налоговым и иным уполномоченным органам (к примеру, Пенсионный фонд РФ, другие внебюджетные фонды и их отделения, таможенные органы и т.д.

) по требованиям по обязательным платежам: налогам, платежам, пошлинам и т.п. Названные государственные органы хотя фактически и являются представителями Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, но при рассмотрении дела о банкротстве выступают в качестве самостоятельных участников процесса.

При этом названные органы участвуют в деле только при наличии задолженности у должника по обязательным платежам. Если должник имеет задолженность, к примеру, перед государством по денежным обязательствам (по кредитному договору с иностранным банком, выданным под гарантии Правительства), Российская Федерация является конкурсным кредитором (п. 2 ст. 11 Закона). Правом на представление ее интересов в арбитражном суде обладают ее уполномоченные органы (Правительство, министерство и т.п.).

Прокурор, как и в исковом производстве, является лицом, участвующим в деле, только в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению.

Государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению участвует в деле в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»: при реализации процедуры банкротства отсутствующего должника — ст. 178 Закона, при банкротстве организации, осуществляющей незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан, — ст. 188 Закона.

К иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, можно отнести: орган местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по делам о банкротстве градообразующих организаций и организаций, численность работников которых превышает пять тысяч человек (ст.

Арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) является одним из главных участников рассмотрения дела о банкротстве, во многом наряду с арбитражным судом определяющим успешность решения задач арбитражного судопроизводства при рассмотрении дел о банкротстве.

Предлагаем ознакомиться  Возражения на ходатайство об истребовании доказательств

Регулированию процессуального положения арбитражного управляющего, его прав и обязанностей при разбирательстве дела арбитражным судом и осуществлении процедур банкротства посвящено достаточно большое количество норм Закона. Общие положения об арбитражном управляющем содержатся в ст. 19, 20, 21, 22 Закона.

Перечисленные в ст. 30 Закона лица пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные ст. 33 АПК. Арбитражный управляющий обладает более широким кругом процессуальных прав и обязанностей.

С учетом особых полномочий арбитражного управляющего, соответствующих чрезвычайности условий его работы и ставящих его в положение более высокое, чем то, которым обладает орган юридического лица (директор, президент) в процессе обычного функционирования (к примеру, арбитражный управляющий не связан ограничениями, установленными учредительными документами для органов юридического лица), Закон предъявляет к нему жесткие требования:

  • наличие специальных знаний (как правило, юридических, экономических или управленческих);
  • регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
  • наличие лицензии, выданной государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению;
  • отсутствие заинтересованности в отношении должника или кредиторов (понятие заинтересованных лиц дано в ст. 18 Закона);
  • отсутствие судимости или дисквалификации.

С целью защитить некоторые категории лиц, интересы которых рассмотрение дела о банкротстве затрагивает непосредственно, Закон предусмотрел возможность их участия в арбитражном процессе. Это представитель работников должника, представитель собственника должника — унитарного предприятия (государственного или муниципального), иные лица в случаях, предусмотренных АПК и Законом, — свидетели, эксперты, переводчики, представители (ст. 43 АПК).

Закон о банкротстве не определяет круг прав и обязанностей лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Следовательно, при определении этого круга следует руководствоваться термами АПК, определяющими полномочия представителей (ст. 50), права и обязанности свидетелей (ст. 44), экспертов (ст. 45), переводчиков (ст. 46).

Доказательства

При рассмотрении дел о банкротстве арбитражный суд использует основные принципы и положения арбитражного процессуального законодательства о доказательствах: их относимость и допустимость, непосредственность исследования, преюдициальный характер установленных ранее юридических фактов (в основном установленный решением любого суда размер долга тому или иному кредитору).

Достаточно часто при рассмотрении дела о банкротстве арбитражный суд использует заключение эксперта (обычно — акт аудиторской проверки), при этом, в отличие от АПК (ст. 66), экспертиза может быть назначена арбитражным судом и по собственной инициативе (п. 5 ст. 46 Закона).

Перечень обеспечительных мер

а) запретить совершать без согласия арбитражного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 58 настоящего Закона (связанные с отчуждением недвижимого имущества, распоряжением иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительства и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника);

б) обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности и иное имущество должника на хранение третьим лицам;

в) ввести наблюдение (ст. 2, 56-58 Закона), которое хотя и называется процедурой банкротства, в процессуальном смысле является не чем иным, как мерой по обеспечению заявления и исполнения решения. Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Его введение преследует цель обеспечить сохранность имущества должника и определить дальнейшую тактику кредиторов по отношению к должнику в зависимости от его финансово-экономического положения. Наблюдение проводится под контролем временного управляющего, назначаемого арбитражным судом (ст. 59 Закона).

Основания прекращения производства по делу

Законом о банкротстве не предусмотрены особые основания приостановления производства по делу о банкротстве. Поэтому следует руководствоваться нормами АПК, в частности ст. 81, 82.

В отличие от Закона о банкротстве предприятий 1992 г. Закон 1998 г. не предусматривает обязанность арбитражного суда приостанавливать производство по делу при введении внешнего управления. Названная процедура — внешнее управление — вводится соответствующим определением арбитражного суда на срок не более 18 месяцев (ст.

Таким образом, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в арбитражный процесс введено новое основание временной остановки судебного разбирательства (помимо перерыва, отложения рассмотрения дела, приостановления производства по делу), поскольку в ряде случаев — недостижения цели внешнего управления, по ходатайству внешнего управляющего (п. 3 ст.

а) восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

б) заключения мирового соглашения.

Однако с учетом дополнительности процессуальных норм Закона по отношению к нормам АПК арбитражный суд может прекратить производство по делу и по некоторым другим основаниям, установленным ст. 85 АПК, в частности:

  • если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Например, при рассмотрении дела будет установлено, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют менее пятисот, а к должнику-гражданину — менее ста минимальных размеров оплаты труда;

Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству

В состав судебных расходов по делу о банкротстве, помимо традиционных (государственной пошлины, сумм, подлежащих выплате за проведение экспертизы, назначенной арбитражным судом и т.д.), входят расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим (ст. 54 Закона). При признании должника банкротом все судебные расходы относятся на его имущество и возмещаются за счет этого имущества вне очереди (п. 1 ст. 54, ст. 106 Закона).

При вынесении решения об отказе в признании должника банкротом в связи с отсутствием признаков банкротства должника на момент возбуждения дела о банкротстве судебные расходы относятся на кредиторов, обратившихся в арбитражный суд с заявлением кредитора, и распределяются между ними пропорционально их требованиям (п. 2 ст. 54 Закона).

Специфической особенностью дел о банкротстве является обязанность должника, подающего заявление в арбитражный суд, представить гарантии наличия у него имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве (п. 3 ст. 7, ст. 33 Закона). В случае отсутствия таких сведений заявление должника в соответствии со ст.

43 Закона возвращается арбитражным судом. Названные нормы введены законодателем в основном для обеспечения реальности процесса о банкротстве, поскольку нередко реализация решений о признании должников банкротами, принятых арбитражными судами в период действия Закона 1992 г., была невозможна из-за того, что ни один из кредиторов не соглашался перечислить на депозитный счет арбитражного суда суммы, подлежащие выплате конкурсному управляющему, а сам должник такой возможностью не обладал.

Предъявление заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом

Предъявление заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом, в принципиальном плане основанное на нормах АПК, имеет три основные особенности.

  1. Законом четко очерчен круг лиц, которые могут обращаться с таким заявлением. Это должник, кредитор и прокурор в связи с неисполнением денежных обязательств (п. 1 ст. 6 Закона), должник, прокурор, налоговый и иной уполномоченный в соответствии с федеральным законом орган в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей (п. 2 ст. 6 Закона);
  2. право на обращение с заявлением о признании должника банкротом указанные лица имеют только при наличии задолженности у должника — юридического лица не менее пятисот, у должника-гражданина не менее ста минимальных размеров оплаты труда на момент обращения с заявлением и при условии, что указанные требования не погашены в течение трех месяцев (п. 2 ст. 5, п. 2 ст. 29 Закона);
  3. Закон предъявляет особые по сравнению со ст. 102-104 АПК требования к форме и содержанию заявления, документам, прилагаемым к заявлению.

Должник — юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом (с заявлением должника) на основании решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника: собрания акционеров, участников, учредителей, членов кооператива и т.д., либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного государственного или муниципального предприятия (министерства, Комитета по управлению имуществом и т.д. — п. 1 ст. 7 Закона).

Кроме того, Законом (ст. 8) предусмотрена и обязанность должника обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в случаях:

  • когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами;
  • когда органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • когда органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • если при проведении ликвидации должника — юридического лица (в том числе проводимой по решению арбитражного суда) установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме;
  • в иных случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности (банкротстве).

К кредиторам, имеющим право на подачу заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств, Закон относит конкурсных кредиторов, т.е. тех, обязательства перед которыми возникли у должника из гражданско-правовых отношений, кроме граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ст. 2, п. 1 и 2 ст. 11 Закона).

Налоговые и иные уполномоченные органы имеют право обратиться с заявлением о признании должника банкротом в случае наличия у последнего задолженности по обязательным платежам: налогам, пошлинам, взносам во внебюджетные фонды и т.п.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в любом случае, если у должника имеется задолженность по обязательным платежам; в связи с неисполнением должником денежных обязательств — когда обнаружены признаки преднамеренного банкротства, а также в интересах кредитора по денежным обязательствам — Российской Федерации, ее субъекта и муниципального образования (п. 1 ст. 40 Закона).

Все перечисленные лица вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд только при определенной сумме долга и неуплате ее в течение трех месяцев. В состав долга по денежным обязательствам в соответствии со ст. 4 Закона не включаются подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени), а также убытки кредитора и в том случае, если они взысканы решением любого суда. В состав обязательных платежей не включаются штрафы (пени) и иные финансовые санкции, предусмотренные законодательством.

Закон предоставляет кредитору право объединить задолженность по разным обязательствам (к примеру, задолженность по кредитному договору и векселю), а также нескольким кредиторам объединить свои требования с тем, чтобы они в совокупности составляли требуемую сумму (например, часто объединяют свои требования граждане — вкладчики коммерческих банков) и обратиться с одним заявлением, подписываемым всеми кредиторами (п. 2 ст. 36 Закона).

Трехмесячный срок, по истечении которого возникает право на обращение с заявлением о признании должника банкротом по денежным обязательствам, исчисляется по правилам, установленным ст. 314 ГК РФ, по обязательным платежам — в соответствии с налоговым, таможенным и другим соответствующим законодательством.

Предлагаем ознакомиться  Закрытие уголовного дела по примирению до суда

Заявление кредитора

Заявление кредитора может быть подписано не только руководителем юридического лица — должника или гражданином-руководителем, но и их представителями. В заявлении кредитора должны быть указаны:

  1. наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
  2. наименование (фамилия, имя, отчество — для граждан) должника и его почтовый адрес;
  3. наименование (фамилия, имя, отчество — для граждан) кредитора и его почтовый адрес;
  4. размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих к уплате процентов и неустоек (штрафов, пени);
  5. обязательство должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срок его исполнения;
  6. доказательства обоснованности требований кредитора, в том числе вступившее в законную силу решение суда, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, исполнительная надпись нотариуса;
  7. доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора.

В соответствии со ст. 104 АПК и ст. 37 Закона к заявлению кредитора должны быть приложены следующие документы:

  1. доказательства уплаты государственной пошлины — десять минимальных размеров оплаты труда;
  2. доказательства направления должнику копии заявления;
  3. доказательства, подтверждающие обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам.

Кроме того, к заявлению могут быть приложены решение суда, рассматривавшего требования кредитора к должнику, исполнительные документы (исполнительный лист, акцептованные должником платежные требования, исполнительная надпись нотариуса и др.) либо доказательства, подтверждающие признание должником требований кредитора. К заявлению, подписанному представителем кредитора, прилагается доверенность, подтверждающая полномочия представителя.

Законом установлены некоторые особенности оформления заявления такими заявителями, как государственно- или административно-территориальные образования, налоговый или иной уполномоченный орган.

В соответствии со ст. 38 Закона в случаях, когда кредитором по денежным обязательствам выступает Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование, заявление может быть подано в арбитражный суд уполномоченным на то органом государственной власти или местного самоуправления: правительством, администрацией, министерством, ведомством.

К заявлению налогового или иного уполномоченного органа о признании должника банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном федеральным законом порядке (к примеру, доказательства предъявления платежных документов на инкассо, обращения с иском в суд и т.п.).

Заявление о признании должника банкротом, подаваемое Российской Федерацией, ее субъектом, муниципальным образованием как кредиторами по денежным обязательствам, налоговым или иным уполномоченным органом, прокурором, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к заявлению кредитора (ст. 35, 37 Закона), за исключением доказательств уплаты государственной пошлины.

Отказ в принятии заявления о признании должника банкротом

Принятие заявления о признании должника банкротом производится судьей арбитражного суда единолично по правилам, предусмотренным ст. 106 АПК. Судья должен вынести определение в течение трех дней после его поступления. В определении о принятии заявления также могут быть указаны меры по обеспечению требований кредиторов, предусмотренные гл. 7 АПК «Обеспечение иска» и ст. 44 Закона.

Если арбитражный суд вводит такую процедуру банкротства, как наблюдение, в определении о принятии заявления указывается о назначении временного управляющего: фамилия, имя, отчество, номер, серия и дата выдачи паспорта или документа, его заменяющего. При отсутствии возможности определить кандидатуру временного управляющего при введении наблюдения, определение о его назначении должно быть вынесено арбитражным судом в течение десяти дней со дня принятия заявления.

Временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии указанных предложений — из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии таких лиц кандидатуру временного управляющего в недельный срок с момента получения запроса арбитражного суда обязан предложить государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

а) если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют менее пятисот, к должнику-гражданину — менее ста минимальных размеров оплаты труда;

б) если заявление подано до истечения трехмесячного срока, исчисляемого со дня, следующего за днем, когда должно быть произведено исполнение денежных обязательств или внесены обязательные платежи;

в) если требования к должнику возникли не в связи с неисполнением им денежных обязательств (к примеру, из обязательства передать имущество, определенное индивидуально-определенными признаками, из трудовых отношений, из обязательств, возникших из причинения вреда жизни, здоровью гражданина, из отношений между должником — юридическим лицом и его учредителями (участниками), вытекающими из такого участия (например, по выплате дивидендов);

г) если в состав требований к должнику включены неустойки (штрафы, пени), иные финансовые санкции и убытки для искусственного создания суммы задолженности в размере более пятисот минимальных размеров оплаты труда для должников — юридических лиц и ста — для должников-граждан;

д) если должником является гражданин, не обладающий статусом индивидуального предпринимателя, а заявление подано до вступления в силу Федерального закона о внесении соответствующих изменений в ГК;

е) если должником является казенное или унитарное предприятие, не основанное на государственной или муниципальной собственности, к которому в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального Закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» применяются нормы о казенных предприятиях;

ж) если должником является некоммерческая организация, за исключением потребительского кооператива и фонда (учреждения, общественные и религиозные организации, объединения и т.д.).

2) Если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда о признании этого должника банкротом, а также определение о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения или о введении внешнего управления.

При этом следует иметь в виду, что решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом, вступившее в законную силу, не является препятствием для принятия в последующем аналогичного заявления, поскольку в основание такого заявления могут быть положены другие обстоятельства: долг другому кредитору, изменение финансово-экономического положения должника и т.д.

3) Если в производстве арбитражного суда имеется дело о признании этого должника банкротом.

Определение об отказе в принятии заявления выносится в течение трех дней после поступления заявления в арбитражный суд и может быть обжаловано.

Возвращение заявления о признании должника банкротом

Возвращение заявления о признании должника банкротом производится по основаниям, предусмотренным п. 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 ч. 1 ст. 108 АПК и ст. 43 Закона.

а) если оно подано лицом, не имеющим права на обращение с таким заявлением: например, гражданином, перед которым должник имеет задолженность по зарплате, другим выплатам, вытекающим из трудовых отношений; гражданином, которому должник обязан возместить вред, причиненный жизни, здоровью; учредителем (участником) должника — юридического лица по задолженности, вытекающей из такого участия;

б) если не соблюдены форма и содержание заявления, предусмотренные ст. 33, 35, 38, 39, 40 Закона, а также если к заявлению не приложены документы, указанные в ст. 34, 37 Закона, в том числе, доказательства уплаты государственной пошлины, направления копии заявления другим лицам, привлеченным заявителем к участию в деле, т.е. по основаниям, предусмотренным п. 1, 4, 5, 8 ч. 1 ст. 108 АПК.

В тех случаях, когда подача заявления является для руководителя должника — юридического лица (ликвидационной комиссии) или индивидуального предпринимателя обязательной (ст. 8 Закона), поступление в арбитражный суд одного заявления, без приложения документов, предусмотренных ст. 34 Закона, не является основанием для возвращения заявления (п. 2 ст. 43 Закона); недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству;

в) если заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права его подписывать (например, заявление должника — юридического лица подписано не руководителем, а представителем по доверенности), либо лицом, должностное положение которого не указано;

г) если дело неподсудно данному арбитражному суду (например, заявление подано в арбитражный суд не по месту нахождения или жительства должника, а по месту нахождения кредитора);

е) если в одном заявлении объединены не связанные между собой требования, например о признании банкротом и о взыскании долга;

д) если до вынесения определения о принятии заявления от заявителя поступило заявление о его возвращении.

В отличие от АПК, которым предусмотрено право ответчика и других лиц, участвующих в деле, направлять отзыв на исковое заявление (ст. 109 АПК), Закон о банкротстве в ст. 45 предусмотрел обязанность должника в случае принятия арбитражным судом заявления кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, прокурора о признании должника банкротом направить в пятидневный срок с момента получения определения отзыв в арбитражный суд на такое заявление, а также уведомить всех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении в отношении него дела о банкротстве. Копию отзыва должник обязан направить заявителю и иным лицам, участвующим в деле.

а) имеющиеся у должника возражения по требованиям заявителя;

б) общая сумма задолженности должника по обязательствам перед кредиторами, оплате труда работников должника, обязательным платежам;

в) сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, находящихся на его счетах в банках и иных кредитных организациях, номера указанных счетов в банках и иных кредитных организациях и почтовые адреса банков и иных кредитных организаций;

г) доказательства удовлетворения требований заявителя в случае их признания должником.

Данные правила (об обязательности представления должником отзыва) введены Законом с целью оперативности рассмотрения дел о банкротстве, поскольку отсутствие у арбитражного суда названной информации, которая обязательно должна содержаться в отзыве на заявление, не позволяло, во время действия Закона о банкротстве 1992 г.

Решение арбитражного суда

Решение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения дела о банкротстве, должно по форме и содержанию соответствовать требованиям, установленным ст. 127 АПК. В решении о признании должника банкротом должны содержаться указания (п. 2 ст.49 Закона):

  • о признании должника банкротом;
  • об открытии конкурсного производства;
  • о назначении конкурсного управляющего (фамилия, имя, отчество, номер и серия паспорта, дата его выдачи, кем выдан).
Предлагаем ознакомиться  Можно ли взять ипотеку если работаешь неофициально?

В решении арбитражного суда о признании банкротом индивидуального предпринимателя также указывается (п. 3 ст. 49 Закона) о признании утратившей силу регистрации должника в качестве индивидуального предпринимателя (номер, дата решения и наименование органа, зарегистрировавшего должника в качестве индивидуального предпринимателя).

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено арбитражным судом.

Обязательным последствием вынесения решения о признании должника банкротом является публикация информации об этом в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (ст. 50 Закона). Публикация объявления производится за счет должника, а при отсутствии у него средств — за счет средств кредитора, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

В таком же порядке в указанных изданиях подлежит опубликованию сообщение об отмене решения арбитражного суда о признании должника банкротом в случае вынесения соответствующего постановления апелляционной, кассационной или надзорной инстанциями, арбитражным судом первой инстанции в порядке пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

В соответствии со ст. 51 Закона решение об отказе в признании должника банкротом принимается в случаях:

  • отсутствия признаков банкротства, что обычно подтверждается наличием у должника денежных средств и ликвидного имущества, достаточного для погашения задолженности;
  • удовлетворения заявленных требований кредиторов до принятия арбитражным судом решения;
  • установления фиктивного банкротства;
  • в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Если имеются доказательства, очевидно свидетельствующие о возможности должника погасить задолженность, арбитражный суд с целью предоставить должнику такую возможность вправе отложить рассмотрение дела на срок не более двух месяцев в пределах трехмесячного срока с момента поступления заявления в арбитражный суд (п. 2 ст. 51 Закона).

Вынесение арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом — основание для прекращения действия обстоятельств, являющихся последствием принятия заявления о признании должника банкротом (ст. 52 Закона): мер по обеспечению требований кредиторов (ст. 44), наблюдения (ст. 56).

Процедуры банкротства

Процедуры банкротства. Вторая стадия рассмотрения дела о банкротстве заключается в проведении процедур банкротства: внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения.

На данной стадии, особенно при проведении внешнего управления и конкурсного производства, арбитражный суд выполняет нехарактерные для него функции: общее руководство и контроль за ходом процедур, что является еще одной особенностью, отличающей рассмотрение арбитражным судом дел о банкротстве от искового производства.

В частности, арбитражный суд назначает, освобождает и отстраняет арбитражного управляющего; решает вопросы продления и прекращения процедур банкротства; рассматривает заявления и жалобы кредиторов, других участников арбитражного процесса на действия арбитражного управляющего, заявления самого арбитражного управляющего; рассматривает и решает вопрос об утверждении отчета арбитражного управляющего; заслушивает последнего о ходе процедуры банкротства.

В то же время на стадии процедур банкротства — внешнего управления и конкурсного производства — суд выполняет и чисто судебные функции, разрешая разногласия между арбитражным управляющим и работниками должника, между арбитражным управляющим и кредиторами, налоговыми и иными уполномоченными органами по наличию, размеру и составу задолженности, вытекающей из гражданских, трудовых и административных отношений, очередности ее удовлетворения;

Таким образом, задачами арбитражного суда на второй стадии рассмотрения дела о банкротстве являются:

  1. Обеспечение путем осуществления надзора за деятельностью арбитражного управляющего правомерности, эффективности и оперативности проведения процедур банкротства.
  2. Решение основных задач арбитражного судопроизводства, указанных в ст. 2 АПК: защита прав и интересов организаций и граждан, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, а также гражданского оборота в целом.

Характерной особенностью рассмотрения всех спорных вопросов по заявлениям и жалобам лиц, участвующих в деле, в процессе осуществления процедур банкротства является то, что они рассматриваются арбитражным судом обязательно в заседании. О времени и месте заседания заинтересованные лица надлежащим образом должны быть уведомлены по правилам, предусмотренным АПК; заседание должно быть проведено не позднее двух недель со дня получения арбитражным судом заявлений и жалоб (п. 1 ст. 55 Закона).

По результатам рассмотрения заявлений или жалоб арбитражным судом выносится определение, возможность обжалования которого ни АПК, ни Закон не предусматривают (п. 3 ст. 55 Закона). Отсутствие возможности обжалования таких определений, несомненно затрагивающих права и интересы лиц, участвующих в деле, связано с необходимостью оперативного рассмотрения дел о банкротстве в целом и проведения процедур банкротства в частности, иначе обжалование таких определений может привести к остановке процесса банкротства.

Основная цель конкурсного производства

Целью введения внешнего управления является восстановление платежеспособности должника путем передачи полномочий по управлению должником внешнему управляющему (ст. 2 Закона). Эта процедура может быть введена только в отношении должника — юридического лица (ст. 23 Закона).

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Арбитражный суд, рассмотрев ходатайства кредиторов, самого должника, других заинтересованных лиц, при условии наличия оснований для введения внешнего управления выносит определение о введении внешнего управления, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано (ст. 68 Закона).

Обычно вопрос о возможности введения внешнего управления рассматривается собранием кредиторов еще на стадии наблюдения (ст. 65). Решая вопрос о введении внешнего управления, арбитражный суд анализирует имущество должника на предмет определения его ликвидности, состав и квалификацию работников должника, спрос на производимую должником продукцию или оказываемые услуги.

Срок проведения внешнего управления ограничен двенадцатью месяцами и может быть продлен арбитражным судом по ходатайству заинтересованных лиц на срок не более шести месяцев (п. 4 ст. 68 Закона).

С момента введения внешнего управления руководитель должника отстраняется от должности; прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества унитарного предприятия; снимаются ранее принятые арбитражным судом меры по обеспечению прав кредиторов; арест на имущество и другие ограничения по распоряжению имуществом должника могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, т.е.

Внешний управляющий назначается арбитражным судом, о чем указывается в определении о введении внешнего управления. К внешнему управляющему переходят все функции органов должника (ст. 69, 74 Закона).

По завершении внешнего управления внешний управляющий представляет собранию кредиторов свой отчет о проделанной работе. Отчет внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражным судом (ст. 92 Закона).

При утверждении отчета производство по делу о банкротстве прекращается (ст. 93 Закона). При отказе арбитражным судом в утверждении отчета внешнего управляющего (обычно при сохранении признаков банкротства у должника), в том числе и при наличии соответствующего ходатайства кредиторов, арбитражный суд может вынести решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 6 ст. 92 Закона).

Основная цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение требований кредиторов в случае признания должника банкротом (ст. 3 Закона).

Конкурсное производство проводится как в отношении должников — юридических лиц, так и должников-граждан (ст. 23 Закона). Об открытии конкурсного производства указывается в решении арбитражного суда о признании должника банкротом.

Законом о банкротстве 1998 г., в отличие от Закона 1992 г., установлен предельный срок конкурсного производства — один год, который может быть продлен арбитражным судом не более чем на шесть месяцев (п. 2 ст. 97 Закона). Закон предоставляет арбитражному суду право продлить срок конкурсного производства и сверх вышеназванного при необходимости в этом.

Как правило, на продление срока конкурсного производства суд идет в том случае, если имеются реальные шансы увеличить конкурсную массу, к примеру за счет взыскания долгов с дебиторов должника, но исполнительное производство в отношении названных лиц затягивается по независящим от конкурсного управляющего причинам.

С момента вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства наступают следующие последствия:

  • срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим;
  • прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), иных финансовых санкций;
  • сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;
  • сделки по отчуждению имущества должника могут совершаться конкурсным управляющим только с согласия собрания кредиторов;
  • снимаются все наложенные ранее аресты имущества и другие ограничения по распоряжению имуществом;
  • все требования к должнику могут быть заявлены только в рамках конкурсного производства (ст. 98 Закона). Последнее означает, что исковые заявления к лицу, объявленному арбитражным судом банкротом, не должны приниматься к рассмотрению судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами, а производство по принятым делам должно быть прекращено.

Общую схему действий конкурсного управляющего можно изложить следующим образом:

  1. после принятия имущества и всей документации должника конкурсный управляющий проводит их анализ на предмет определения размера и действительности кредиторской и дебиторской задолженностей, ликвидности и состава имущества, которое должно включаться в конкурсную массу (ст. 103, 104 Закона);
  2. конкурсный управляющий проводит анализ сделок, заключенных должником, особенно связанных с отчуждением имущества, на предмет их действительности, с тем чтобы при обнаружении ничтожных сделок или сделок, подлежащих оспариванию, возвратить имущество в конкурсную массу в порядке реституции;
  3. в процессе осуществления конкурсного производства конкурсный управляющий предъявляет иски дебиторам (должникам) должника о взыскании задолженности, предъявляет иски к третьим лицам об истребовании имущества должника, если оно находится в чужом незаконном владении, о расторжении договоров должника, участвует в рассмотрении заявлений кредиторов в арбитражном суде в случае возникновения разногласий по объему кредиторской задолженности и т.д;
  4. после определения состава и оценки имущества, включаемого в конкурсную массу, конкурсный управляющий в порядке, определенном собранием кредиторов, проводит продажу имущества должника с публичных торгов (ст. 112 Закона);
  5. расчеты с кредиторами должника конкурсный управляющий производит в очередности, установленной ст. 106 Закона;
  6. по завершении конкурсного производства — реализации имущества должника, увольнения его работников, расчета с кредиторами и сдачи на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению, — конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства (ст. 117 Закона).

Рассмотрев отчет конкурсного управляющего, арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 119 Закона).


Свежие комментарии
    Рубрики
    Adblock detector