01.05.2020     0
 

Как провести запрос предложений — пошаговое проведение запроса предложений в электронной форме в соответствии с 223-ФЗ


Коммерческое предложение

Запрос предложений по 223-ФЗ является формой закупок, которую некоторые путают с запросом предложений коммерческого типа, осуществляемым в процессе мониторинга действующего рынка стороной заказчика.

Во втором случае заявитель определяет начальную максимальную цену, которая впоследствии будет отражена в документации закупочного типа. Согласно правилам запроса предложений по 223-ФЗ, самостоятельно увеличивать заявленную цену заказчик не имеет права.

При определении верхнего предела суммы заказчики пользуются разными методами. Чаще всего стороны сделок пользуются методикой рыночных сопоставимых цен. Суть данного метода заключается в том, что покупатель узнает цены у нескольких продавцов необходимого товара или услуги. После анализа производится расчет средневзвешенного значения или устанавливается максимально высокая предложенная цена.

Следует помнить, что само по себе представление прейскуранта на товары или услуги еще не является офертой и не обязывает участника тут же заключать договор на тех условиях, которые были ему предложены. Это связано с тем, что цель проведения процедуры анализа – выбор наиболее выгодных для заказчика условий реализации договора в рамках поступившей заявки.

Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки

Субъектами регулирования Закона 223-ФЗ являются хозяйствующие субъекты, целью которых является получение прибыли. Учитывая то, что данные субъекты действуют в условиях быстро изменяющего рынка, потребность в уже объявленной закупке может пропасть. В этом случае заказчик может отменить такую закупку.

«Заказчик вправе отказаться от проведения запроса предложений в любое время до заключения договора. Извещение об отказе от проведения запроса предложений размещается заказчиком на официальном сайте не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения запроса предложений».

Как провести запрос предложений - пошаговое проведение запроса предложений в электронной форме в соответствии с 223-ФЗ

В этом случае заказчик вправе отказаться от заключения договора даже после выбора победителя.

При участии в тендере на электронной торговой площадке, по 223-ФЗ, очень важно, чтобы там на сайте было размещено Положение по закупкам от того или иного заказчика. В этом документе должен быть зафиксирован весь алгоритм осуществления процедуры ознакомления с предложениями поставщиков, а также требования к проведению закупки.

В Положении отражаются следующие пункты:

  • подача письменных заявок;
  • форма составления предложений;
  • требования к заявкам;
  • отказ от закупки;
  • обеспечение заявок;
  • порядок принятия предложений от поставщиков;
  • критерии оценки и определения победителя;
  • последствия оформления закупки как несостоявшейся;
  • сроки для заключения сделки с победителем;
  • иные условия.

В процессе подготовки Положения по закупкам и регламента проведения запроса предложений, по ФЗ № 223, в открытой или закрытой форме заказчик обязан помнить, что помимо требований указанного нормативного правового акта ему необходимо также соблюдать правила Федерального закона № 135 в области антимонопольной политики.

При выборе в качестве варианта запроса по предложениям в открытой форме заказчик самостоятельно определяет критерии отбора участников. Наиболее удобным вариантом открытый запрос считается в тех случаях, когда заказчика интересуют не только ценовые критерии, предлагаемые поставщиком.

Основным требованием к проведению закупок в форме запроса является соблюдение сроков. Заказчику дается всего двадцать дней для того, чтобы поместить на сайте извещение о желании заключить договор до его подписания с выбранным поставщиком.

Чаще всего запрос вариантов предложений используется в случаях, когда начальная цена договора не превышает десяти миллионов рублей. Кроме того, особой популярностью этот способ пользуется у заказчиков, которые хотят иметь возможность в любой момент отказаться от проведения закупки без обременения.

При выборе способа осуществления мероприятия по закупке заказчики должны ориентироваться на опубликованные на сайте рекомендации Федеральной антимонопольной службы. Специалисты ФАС указывают, что такой вариант заключения сделок наиболее актуален при приобретении товаров для неотложных и срочных нужд, если начальная цена договора небольшая.

Согласно 223-ФЗ, запрос коммерческих предложений вместе с остальными этапами процедуры приема заявок от поставщиков должен быть совершен в течение двадцати дней. Конкретных временных рамок для подачи предложений в законодательстве не установлено.

На практике такой срок составляет от пяти до десяти дней со дня публикации информации о закупке в ЕИС. Этап подписания договора также не превышает десятидневный срок. В итоге вся процедура укладывается в двадцатидневные рамки.

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено искать исполнителя заказа с помощью этого метода. Необходимость этой меры обусловлена спецификой процесса. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать торги в виде запроса предложения по 44-ФЗ (статья 83):

  1. Купля-продажа образцов народного творчества и художественных промыслов, у которых есть соответствующий сертификат регистрации.

  2. Поставка товаров, необходимых для Олимпийской и паралимпийской сборных России, например, участие в тендере на поставку спортивного инвентаря, формы и т.д.

  3. Купля-продажа лекарственных средств для конкретного человека. Согласно правилам такого рода сделки, препараты должны быть назначены врачебной комиссией, а решение — быть зафиксировано документально. Как правило, в первую очередь, закупка происходит путем заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 200 тыс. руб., а затем — с помощью открытого запроса предложений. Если сумма разных лекарственных препаратов в составе одного лота превышает максимальную сумму, часть из них должна быть исключена.

  4. Договоры, которые были расторгнуты в официальном порядке по той или иной причине, при условии, что новый контракт будет учитывать долю выполненных обязательств по старому соглашению. От этого напрямую зависит цена.

  5. Защита интересов РФ в случае иска, поданного в суд иностранного государства физическим лицом.

  6. При условии, если повторный конкурс или электронный аукцион не состоялись, можно провести запрос предложений.

Многие юристы считают, что такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок — условие заключения наиболее выгодного контракта. Конкуренция вынуждает участников делать коммерческие предложения, которые заинтересуют заказчика благодаря заниженной цене.

Процедура определения исполнителя крупного государственного заказа сложна и может показаться запутанной и непонятной. Мы выделим этапы, чтобы наглядно продемонстрировать прозрачность данного вида закупки.

  1. В первую очередь, заказчик формирует комиссию, которая будет рассматривать все заявки участников и вынесет окончательное решение о победителе тендера;
  2. Подготовка документации и проекта контракта, составление извещения, его утверждение и размещение. Согласно статье 83, сроки размещения заявки строго регламентированы: не позднее, чем за 5 дней до даты проведения закупки;
  3. Прием заявок на участие в запросе предложений по 44-ФЗ, внесение изменений или отзыв поданных заявок до момента вскрытия конвертов и открытия доступа к ним. Заявки на участие подаются в письменном виде и включают в себя документы, указанные в документации;
  4. Рассмотрение заявок: конверты с письменными заявками вскрываются, а к электронным заявкам открывают доступ. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации, участники, которые таким требованиям не соответствуют, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если таковые имеются).  После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с критериями, установленными в документации, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения закупки, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам на участие и окончательным предложениям обязан обеспечить заказчик или организатор торгов. Более того, любой участник может проводить аудио- и видеосъемку;
  5. Оглашение заявки, признанной лучшей: ее условия, стоимость и преимущества. После этого всем участникам запроса предложений предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения торга. Если открытый запрос предложений признан несостоявшимся, потому что была подана только одна заявка для участия, ее содержание также оглашается. Участники, подавшие окончательные предложения, вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов предложениям;
  6. На основании окончательных предложений из всех участников определяется победитель данного вида закупок.  Критерии оценки запроса предложений по 44 ФЗ регламентированы в статье 32:
    — цена контракта;
    — расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
    — качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
    — квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
  7. Победителем признается организация, чье окончательное предложение, в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. После того, как самое выгодное предложение выбрано, заказчик отправляет компании-победителю проект контракта, который будет заключен по итогам проведения закупки. Таким образом, его подписывают не ранее, чем через 7 дней после опубликования итогового протокола, но не позднее, чем через 20 дней;
  8. Если запрос предложений признан несостоявшимся по причине того, что после окончания подачи заявок была подана единственная заявка, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником, который прислал заявку, если такая заявка соответствует требованиям документации. Если таких вообще не было — провести тендер повторно.
  • запрос предложений и запрос котировок не являются торгами и не подпадают под действие статей 447 — 449 Гражданского кодекса РФ. Такие процедуры, в свою очередь, не являются публичным конкурсом и к ним не применяется ст. 1057-1061 Гражданского кодекса РФ. То есть при проведении неторговых закупочных процедур на заказчика не накладывается соответствующий объем гражданско-правовых обязательств по вопросу подписания после подведения итогов закупки договора с победителем таких процедур или иным участником, если такое условие не предусмотрено положением о закупке заказчика (однако заказчикам не следует забывать, что контролирующий орган может применить к неторговым закупкам правила торговых закупочных процедур со всеми вытекающими правовыми последствиями);
  • заказчик, включая в список способов закупки такие процедуры, как запрос предложений и запрос котировок, указывает в положении о закупке весь порядок проведения таких процедур (подача заявок, форма заявки, требования к заявке, отказ от проведения закупки, обеспечение заявки, порядок приема/подачи заявок на участие, оценка и определение победителя, последствия признания закупки несостоявшейся, сроки заключения договора с победителем и др.). Закон №223-ФЗ позволяет организатору закупок почувствовать себя «законодателем» закупочного процесса в рамках собственного предприятия (не нарушая действующее законодательство). От того, насколько точно и подробно будет прописан процесс проведения неторговых процедур, будет зависеть ход самой закупки и ее результат в целом. Определять самостоятельно правила закупок неторговых процедур заказчику предпочтительно и удобно, поскольку таким образом он может подвести закупочный процесс под специфику работы своего предприятия и прописать необходимые нюансы проведения закупок в положении и закупочной документации, которые позволят своевременно закупить необходимый товар, работы, услуги;
  • заказчик вправе на любом этапе запроса предложений или запроса котировок принять решение об отказе от проведения процедуры, при этом он не будет нести какой-либо ответственности перед потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), в том числе по возмещению затрат на подготовку и подачу заявки на участие в закупке (необходимо прописать это в положении). Если заказчиком было принято решение об отказе от проведения закупки, в установленный положением срок он размещает и публикует данные сведения на официальном сайте. На заказчике не лежит ответственность за неознакомление участниками закупки с извещением об отказе, поскольку поставщики должны проводить мониторинг всей информации, связанной с интересующей его закупкой, во избежание неосведомленности;
  • заказчик вправе при проведении запроса предложений или запроса котировок отказаться от заключения договора без возмещений победителю или иному участнику закупки понесенных им расходов в связи с участием в закупочной процедуре (такой пункт также может содержаться в положении о закупке). Но заказчику не стоит злоупотреблять таким правом, поскольку в случае возникновения вопросов у контролирующих органов он должен будет привести веские аргументы, чтобы объяснить такое решение;
  • в положении о закупке не будет лишним прописать о последствиях признания запроса предложений или запроса котировок несостоявшимися, например: «в случае если такие закупки будут признаны несостоявшимися и (или) договор не заключен с участником закупки, который подал единственную заявку на участие или признан единственным участником запроса предложений или запроса котировок, заказчик заключает договор с единственным источником. Таким образом, заказчику не нужно будет проводить новую закупочную процедуру (т.е. без лишних временных затрат заказчик сможет закупить необходимый качественный товар, работы или услуги, тем самым своевременно удовлетворять собственные нужды);
  • запрос предложений и запрос котировок позволяют заказчику оперативно выбрать поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупках необходимых товаров, работ или услуг. Срок подачи заявок в таких закупках устанавливается самостоятельно заказчиком в положении о закупке. Если претендент на участие в закупке посчитает, что сроки подачи заявок слишком короткие, и подаст жалобу в ФАС, то антимонопольный орган встанет на сторону заказчика (решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, дело №05-06-143/2014 по жалобе ИП Чуган О.А.). По сравнению с конкурсом или аукционом срок подачи заявок менее продолжительный, что позволяет организатору закупок быстро приобрести требуемый товар, работы или услуги. Как правило, срок приема заявок при запросе предложений от 5 до 10 дней, при запросе котировок от 5 до 7 дней.
Предлагаем ознакомиться  Периодические медицинские осмотры работников: перечень профессий, периодичность, порядок проведения медосмотра на предприятии

Законодательная база

Главный нормативный правовой акт, регулирующий осуществление закупок услуг и товаров заказчиком, а также процесс проведения запроса предложений, — 223-ФЗ от 18 июля 2011 года. Каждая организация-заказчик должна на основании этого документа разработать Положение о закупках, актуальное для данного юридического лица.

Согласно ФЗ № 223, общие правила по запросу предложений определяют, что заказчик в обязательном порядке должен прописать, какие процедуры он использует в процессе выбора поставщиков, предоставляющих нужные ему услуги и товары.

В Положении также прописываются условия выбора запроса по предложениям. Согласно нормам законодательства, существует три варианта закупок:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос различных предложений.

Последний способ не является основным, в отличие от первых двух. Законодательные нормы устанавливают право заказчика на использование сравнительного метода по ценам. После того как способ определения поставщика выбран, его необходимо зафиксировать в плане проведения закупок.

Как и Положение о закупках, план должен быть составлен с учетом всех требований ФЗ № 223 и Постановления № 908, утвержденного Правительством РФ, в котором отражены правила размещения сведений о проводимых закупках в информационной Единой системе.

При размещении сведений важно указать в соответствующей графе плана закупок (способ закупки) вариант проведения закупочной процедуры: аукцион, конкурс или запрос предложений.

Требования к участникам запроса предложений и запроса котировок

При проведении запроса предложений в электронной форме с использованием ЭТП заказчику не нужно самостоятельно вести прием и регистрацию заявок участников – эти действия осуществляет оператор ЭТП.

Часто уже после публикации извещения о проведении запроса предложений заказчик обнаруживает, что ему необходимо внести изменения в документацию. Порядок внесения изменений частично определяется частью 11 статьи 4 Закона №223-ФЗ.

Как провести запрос предложений - пошаговое проведение запроса предложений в электронной форме в соответствии с 223-ФЗ

Изменения размещаются на ООС в течение 3 дней со дня их принятия.

Если при проведении конкурса или аукциона изменения внесены позднее, чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на ООС изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней. Относительно запроса предложений подобные ограничения в законодательстве отсутствуют, поэтому заказчик должен установить их самостоятельно в положении о закупке.

Например, можно написать: «Заказчик вправе вносить изменения в извещение, документацию и проект договора. При этом если изменения внесены позднее, чем за 3 рабочих дня до даты окончания подачи заявок, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте извещения о внесении изменений до даты окончания подачи заявок на участие такой срок составлял не менее чем рабочих 3 дня».

На основании п.10 ч.10 ст.4 Закона №223-ФЗ в документации также определяется порядок предоставления разъяснений положений документации. Рекомендуется устанавливать обязанность заказчика публиковать на официальном сайте запрос разъяснений, поступивший заказчику (без указания реквизитов отправителя) и официальный ответ заказчика.

Если по итогам поступившего запроса разъяснений заказчику необходимо внести изменения в документацию, кроме разъяснения положений документации следует составить извещение о внесении изменений.

Как провести запрос предложений - пошаговое проведение запроса предложений в электронной форме в соответствии с 223-ФЗ

При проведении запроса предложений не в электронной форме, данный этап, как правило, называется «Вскрытие конвертов с заявками участников». В электронной процедуре корректное название для этого этапа «Открытие доступа к заявкам».

Рекомендуется после открытия доступа составлять и публиковать на официальном сайте протокол открытия доступа, в котором указывать количество поступивших заявок, наименования участников, предложенную цену и иные показатели, являющиеся критериями оценки.

В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона №223 протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

После открытия доступа следует этап рассмотрения заявок.

Заказчик рассматривает заявки участников с двух точек зрения:

  • Определение соответствия заявки требованиям документации;
  • Определение соответствия участника требованиям документации.

На этапе рассмотрения заказчик должен определить, какие заявки допустить к оценке и сопоставлению. Ранжирования заявок не производится, критерии оценки не применяются, определяется только соответствие указанным в документации требованиям. Результатом рассмотрения является решение относительно каждого участника о допуске/не допуске к следующему этапу процедуры.

На этапе рассмотрения заявок заказчик может направить запрос дополнительных документов участникам, предоставившим нечитаемые/неполные сведения в составе заявки. Запрос дополнительных документов можно использовать только в том случае, если такая возможность предусмотрена Положением о закупке.

На этапе оценки и сопоставления заказчик оценивает допущенные ранее заявки.

Предлагаем ознакомиться  Наследство по завещанию пропущен срок вступления в наследство

При этом оценка должна производиться в соответствии с указанными в документации критериями. Набор критериев и порядок их применения не закреплен законодательно, поэтому заказчик может определять их самостоятельно. Критерии могут быть объективными (численно измеримыми, например, цена) и субъективными (присваиваются комиссией на основе данных заявки участника, например, квалификация или качество). Важным показателем критерия является его значимость, «вес критерия». Сумма значимостей всех критериев должна быть равна 100%.

Если заказчик применяет критерий оценки, не указанный в документации, его действия могут быть оспорены участником.

Для повышения прозрачности закупок и качества закупочной деятельности заказчик может утвердить методику или регламент оценки и сопоставления заявок.

По итогам этапа оценки и сопоставления заявок составляется и публикуется итоговый протокол.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона 223-ФЗ протокол, составленный по результатам закупки, должен содержать объем, цену закупаемых товаров, работ, услуг и сроки исполнения договора.

ограниченного круга лиц  проводятся среди: Как провести запрос предложений - пошаговое проведение запроса предложений в электронной форме в соответствии с 223-ФЗ  неограниченного круга лиц

Запрос предложений и запрос котировок могут проводиться заказчиком как среди неограниченного круга лиц, так и среди ограниченного. При проведении закрытых закупок заказчик приглашает определенных участников, информация не публикуется на ООС, основания проведения таких закупок ограничены 223-ФЗ. К закупкам с ограниченным участием допускаются участники, прошедшие предварительный квалификационный отбор (цель такой процедуры – отобрать среди поставщиков, исполнителей, подрядчиков для поставки товаров (работ, услуг) в связи с их высокосложным характером, лиц, которые смогут обеспечить качественной продукцией в нужные для заказчика сроки).

в электронной форме проводятся среди:  
 в бумажной форме

По 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, место нахождения и место происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с Положением о закупке.

Также Закон устанавливает требование о недопустимости предъявления к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ст.3 ФЗ 223).

  • соответствие участника закупок требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;
  • непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица, ИП банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном КоАП, на день подачи заявки на участие в закупках;
  • отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков и др.

Далеко не всегда заявки участников соответствуют всем требованиям закупочной документации. Заказчик может отклонить поданные заявки на участие в запросе котировок или запросе предложений на стадии рассмотрения и не допустить их к дальнейшей оценке. Такое возможно, например, в случае:

  • непредставления оригиналов и (или) копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено закупочной документацией;
  • несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, которые установлены документацией о проведении запроса предложений или запроса котировок;
  • несоответствия заявки на участие в запросе предложений или запросе котировок требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении закупок, в том числе непредставления документ и (или) копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки (задатка), если такое требование обеспечения заявок установлено документацией о проведении запроса предложений или запроса котировок;
  • несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации;
  • предоставления в составе заявки заведомо неверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки и др. (условия отклонения заявки указываются в Положении заказчика)

Преимущества различных предложений

Проведение процедуры запроса предложений (по 223-ФЗ) в закрытой или открытой форме является наиболее предпочтительным вариантом закупок по следующим причинам:

  1. Он отличается от торгов, в связи с чем не регулируется статьями 447-449 в Гражданском кодексе. Таким образом, заказчик не обязан подписывать договор с поставщиком, который предложил наиболее выгодные условия, став победителем в запросе предложений по результатам закупки.
  2. Заказчик имеет право устанавливать в Положении регламент для проведения закупочной процедуры.
  3. Заказчик имеет право отказаться от осуществления закупки в любое время. При этом на него не накладывается обязанность по выплате участникам закупки компенсации (например, по возмещению почтовых расходов на отправку предложений).
  4. Путем проведения запроса переложений заказчик может оперативно подобрать для себя наиболее подходящего поставщика в связи с тем, что период подачи письменных заявок определяет он сам.

Как заказчик проводит закупку?

В соответствии с п.4 Правил формирования плана закупки товаров (работ услуг), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 года №932 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Постановление №932):

  • В план не включаются закупки, не подлежащие публикации на официальном сайте в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона №223-ФЗ (закупки, составляющие государственную тайну и закупки, определенные решением Правительства Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 591 «Об утверждении правил подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте» (далее – Постановление №591));
  • В план могут не включаться те закупки, информацию о которых заказчик вправе не публиковать на официальном сайте в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона №223-ФЗ (стоимость которых не превышает сто тысяч рублей, либо, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей — пятьсот тысяч рублей).

Если закупка не содержит сведений о государственной тайне, не включена в перечень, утвержденный Правительством РФ в соответствии с Постановлением №591 и стоимость такой закупки составляет больше ста/пятисот тысяч рублей – закупка должна быть включена в план.

Также, в соответствии с п. 5 Постановления №908, изменение плана закупок осуществляется с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.

В соответствии с п.8 Постановления № 932 корректировка плана закупки может осуществляться, в том числе в случае:

  • Изменения потребности в товарах, работах, услугах, в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;
  • Изменения более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг;
  • В иных случаях, установленных Положением о закупке и другими документами заказчика.

При изменении плана закупок на официальном сайте нужно публиковать два документа: новый план и документ, содержащий перечень изменений.

В положении о закупке заказчик указывает условия, при которых будет проводиться запрос предложений или запрос котировок.

Запрос предложений отличается, например, от открытого конкурса лишь возможностью улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, тем самым увеличив свои шансы на победу. В остальном данный вид тендера идентичен конкурсу (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки, от запроса котировок — порядком определения победителей. Так же как и в конкурсе, в запросе предложений оценивается не только цена, но и квалификация, технические и экологические характеристики товара или услуги, тогда как в запросе котировок единственным критерием оценки является цена контракта.

5 дней после публикации закупки 1 день после оценки заявок 1 рабочий день после публикации 7-20 дней после объявления победителя
Заказчик собирает заявки, в последний день приема вскрывает конверты и оценивает заявки Заказчик публикует в ЕИС выписку из протокола с лучшим условием исполнения контракта Поставщики могут улучшить свое первое предложение. В этот же день заказчик оценивает заявки, публикует итоговый протокол и объявляет победителя Победитель подписывает контракт

В 44-ФЗ не сказано, что день окончания подачи заявок и дата вскрытия конвертов — это один и тот же день. Но чтобы поставщики всех запросов предложений были в одинаковых условиях, заказчикам рекомендуют оценивать заявки в последний день их приема.

Заказчик? Подготовьте календарь закупки в несколько кликов в сервисе для заказчиков Контур.Снаб.

Участники

Если заказчик проводит запрос предложений после сорванного контракта, он приглашает только тех, кто участвовал в том конкурсе или аукционе и чьи заявки не были отклонены.

Предлагаем ознакомиться  Инструкция: как принять квартиру в новостройке

Как провести запрос предложений - пошаговое проведение запроса предложений в электронной форме в соответствии с 223-ФЗ

Во всех остальных случаях в закупке могут участвовать любые поставщики, в том числе те, кого заказчик пригласил сам. Заказчик может пригласить любого поставщика, но если он делает это, то обязательно зовет всех, с кем за последние 1,5 года уже заключал контракты на поставку таких же товаров.

Все приглашения нужно выслать за 5 дней до вскрытия конвертов с заявками.

Подача заявок

В 44-ФЗ есть требования к документам закупки (ч. 4, 6, 7 ст. 83 44-ФЗ). Заказчик должен опубликовать:

  • Требования к участникам и полный перечень документов, которые они предоставляют,
  • Порядок проведения закупки,
  • Форму заявки, ее состав, способ подачи,
  • Критерии оценки предложений,
  • День, время и место вскрытия конвертов (присутствовать могут все желающие),
  • Проект контракта.

Участники подают заявки в письменной форме. Нужно ли запечатывать конверты, прошивать бумажную заявку и т.д., в законе не сказано — все это должно быть прописано в документах закупки.

Прием заявок прекращается в момент вскрытия конвертов с предложениями.

Заказчик не может отменить запроса предложений или внести изменения в закупку. Но при этом не обязан отвечать на запросы разъяснений.

Оценка заявки

С 14 августа 2018 заказчику запрещено самостоятельно установливать критерии оценки заявок и их значимость. Он может устанавливать критерии, которые перечислены в ч. 1 ст. 32. 44-ФЗ: 

  1. Цена контракта. 
  2. Расходы на эксплуатацию, ремонт, использование. 
  3. Качественные, функциональные и экологические характеристики. 
  4. Квалификация участника, в том числе наличие финансовых ресурсов, оборудования, опыта работы, деловой репутации, квалифицированных специалистов.

Все заявки оцениваются на основании критериев, указанных в закупке. Например, в этой закупке заказчик установил два критерия: «цена контракта» (Ка) и «качество выполнения работ» (Кс).

Как провести запрос предложений - пошаговое проведение запроса предложений в электронной форме в соответствии с 223-ФЗ

1) Ка = 80% (коэффициент значимости Ка = 0,8),

2) Кс = 20% (коэффициент значимости = 0,2).

Рейтинг заявки по критерию «цена контракта» определяется по формуле, а рейтинг по критерию «качество выполнения работ» — это среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию.

После подведения итогов заказчик в этот же день публикует протокол, где указывает:

  • Лучшие условия исполнения контракта (не называя участника, который предложил эти условия),
  • Список отклоненных участников и причины отклонения.

В течение одного рабочего дня после публикации протокола все участники могут улучшить свое предложение. Победитель первого этапа тоже должен подать окончательное предложение, чтобы продолжить борьбу за контракт.

  • Если от участников поступили окончательные предложения, заказчик выбирает победителя из них. Из одинаковых предложений побеждает то, которое поступило раньше.
  • Если новых предложений нет, окончательными признают первые заявки участников. То есть побеждает тот, кто сразу подал лучшее предложение.

Все, кто подал окончательное предложение, могут присутствовать на вскрытии конвертов.

После того как итоговый протокол подписан, заказчик публикует его в ЕИС в течение одного дня. В документе он указывает условия победителя и остальных участников из их окончательных предложений.

Контракт заключается не раньше 7 и не позже 20 дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола. Победитель должен перечислить на счет заказчика обеспечение контракта, если это оговорено в закупке.

Другие варианты подведения итогов:

  • Если победитель отказывается заключать контракт, заказчик может подать против него иск для возмещения убытков. Право заключить контракт переходит к участнику под вторым номером.
  • Если только один участник подал заявку, которая соответствует требованиям, заказчик заключает контракт с ним, предварительно согласовав эту возможность в ФАС.
  • Если не подано ни одной заявки, заказчик вносит изменения в план-график и проводит новый запрос предложений.
  • Если проводилась закупка на лечение человека, то заказчик заключает договор с единственным поставщиком.

Разновидности

Как провести запрос предложений - пошаговое проведение запроса предложений в электронной форме в соответствии с 223-ФЗ

Согласно ФЗ № 223, при проведении запроса предложений можно охватить неограниченное число поставщиков. В этом случае такая форма закупки будет считаться открытой и доступной для всех желающих.

Принимать участие в закупке открытого типа могут физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые отвечают требованиям, указанным в документации по закупке.

В требования к поставщикам включаются следующие условия:

  1. Наличие лицензии, если этого требуют законодательные нормы, или иной вариант соответствия запросам заказчика.
  2. Организация не должна находиться на ликвидационной стадии.
  3. Деятельность поставщика не должна быть приостановленной по правилам КоАП РФ.
  4. Продавец не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков.

Если закупки проводятся в форме закрытого запроса, следовательно, поставщиков приглашают в отдельном порядке. При этом данные о проводимой закупке в Единой информационной системе не размещаются.

В проведении закрытых запросов могут принять участие только те поставщики, которые прошли квалификационный отбор предварительного типа. Чаще всего такой вариант заключения сделок применяется, если заказчику необходимо приобрести уникальный или сложный с технической точки зрения товар.

В последнее время наиболее частым вариантом проведения закупок является запрос предложений в электронной форме. ФЗ № 223 предоставляется и такая возможность. Кроме того, в ближайшем будущем это будет единственная форма выбора поставщика для заключения договора. А письменный вариант будет отменен, согласно положениям Федерального закона № 503.

Запросы предложений в небумажном варианте осуществляются путем проведения тендера на электронной торговой площадке. 223-ФЗ определяет, что перечень площадок может быть не ограничен определенным списком, как в случае с закупками по ФЗ № 44.

Проведение электронных закупок является более удобным для заказчика в связи с тем, что позволяет автоматизировать всю процедуру выбора контрагента и заключения сделки.

Порядок осуществления

Напрямую механизмы закупок и этапы проведения запросов в Федеральном законе № 223 и других нормативных правовых актах не прописаны. Каждый заказчик самостоятельно устанавливает правила заключения договора, что закреплено третьей частью третьей статьи рассматриваемого закона.

Существует шесть обязательных этапов осуществления запросной процедуры:

  1. Первый этап – разработка условий приобретения услуг и товаров, а также основных требований к поставщикам.
  2. Второй этап – подготовка закупочной документации, размещение извещения о возможности заключить договора в Единой информационной систем. Здесь же фиксируются сроки направления заявок, требования к продавцу и поставляемому товару (услуге), условия выполнения договора и прочие важные пункты. Законодательство допускает возможность направления заказчикам дополнительных сообщений с уточнениями указанных требований, если какие-то пункты непонятны. При этом заказчик должен ответить всем лицам в письменном виде. На этом же этапе можно вносить изменения в извещение, которые тут же публикуются в ЕИС.
  3. Прием и проверка заявок, поступивших от поставщиков. Оценивать поданные предложения можно только по тем критериям, которые указаны в требованиях к закупке, размещенной заказчиком. Это закреплено шестой частью третьей статьи рассматриваемого закона.
  4. Выбор победителя. Поставщик определяется по критерию оптимальности условия исполнения контракта. Если обозначились два претендента с одинаковыми показателями, побеждает тот, кто подал заявку раньше.
  5. Опубликование протокола запроса предложений (по 223-ФЗ это регламентировано) в Единой информационной системе.
  6. Заключение договора с победителем.

Документация

Согласно ФЗ № 223, документация для запроса предложений включает следующие бумаги, составляемые заказчиком:

  1. Извещение о планировании проведения закупки.
  2. Документация по предмету договора.
  3. Проект контракта.

В документации по закупке должны быть указаны все требования к оформлению, содержанию и составу заявок от потенциальных поставщиков. Контрагенты должны представить заказчику следующие документы:

  • анкета заявителя: наименование, реквизиты (ИНН, ОКПО, КПП, номер банковского счета), дата регистрации и прочее;
  • копия Устава;
  • выписка из соответствующего реестра;
  • решение о совершении или одобрении сделки в крупном размере;
  • доверенность на представителя заявителя;
  • сведения о потребительских и функциональных характеристиках услуги и товаров, условия выполнения условия договора и прочее;
  • бумага, подтверждающая факт внесения задатка.

При проведении любой закупки, информация о которой подлежит публикации на официальном сайте, заказчик должен подготовить пакет документов, состоящий из извещения, документации и проекта договора (далее – документация).

Кроме необходимых документов, публикуемых на официальном сайте, заказчику могут потребоваться дополнительные документы.

Список документов, разрабатываемых при проведении запроса предложений, у разных заказчиков отличается, поскольку определен в положении о закупке.

Примерный перечень документов, составляемых при проведении запроса предложений:

  • Извещение;
  • Документация (общая часть, информационная карта, техническое задание, проект договора к каждому лоту);
  • Извещение о внесении изменений;
  • Извещение об отказе от проведения запроса предложений;
  • Разъяснения документации;
  • Уведомления участникам;
  • Протокол вскрытия конвертов (открытия доступа к заявкам);
  • Протокол рассмотрения;
  • Протокол оценки и сопоставления (или итоговый протокол).

отмена запроса предложений по 223 фз

Протоколы могут подписываться закупочной комиссией или представителем заказчика (в соответствии с положением о закупке).

Требования к извещению установлены ч.9 ст.4 223-ФЗ, требования к документации – ч.10 ст.4 223-ФЗ.

Заказчик вправе установить, что за предоставление документации на бумажном носителе взимается плата. В таком случае необходимо в документации определить размер, сроки и порядок внесения такой платы.

Необходимо указывать, что документация предоставляется на русском языке.

Основания для отмены запроса предложений

ФЗ № 223 регламентирует и это вопрос. Заказчик вправе в любой момент до выбора победителя отменить заявку на заключение сделки. При этом он должен тут же поместить эту информацию в ЕИС и скорректировать план-график этой закупки.

Перечень причин для отмены фиксируется в Положении заказчика. Кроме того, отмена может быть осуществлена Федеральной антимонопольной службой, если закупка не соответствует требованиям законодательных норм.

запрос предложений 223 фз документация

Запрос предложений является наиболее оптимальным вариантам для тех, кто хочет в сжатые сроки приобрести определенный товар или услугу, при этом не неся ответственности за отмену заявки в последний момент.


Свежие комментарии
    Рубрики
    Adblock detector