27.04.2020     0
 

Жалоба в прократуру на действия следователя


Основания для претензий

Наиболее распространенные причины для подачи жалобы на дознавателя включают:

  • Отказ в возбуждении уголовного дела.
  • Прекращение уголовного преследования без основательных причин.
  • Нарушение правил проведения следственных действий.
  • Оскорбление чести и достоинства гражданина.
  • Нарушения порядка задержания граждан.
  • Разглашение информации следствия.
  • Отказ в рассмотрении заявления.
  • Искажение фактов или неправильная трактовка событий.

Также можно жаловаться на следователя в том случае, если он намеренно затягивает процесс расследования.

Образец

Жалоба должна быть составлена более формально, чем обычные жалобы, однако ее основная часть подразумевает свободный рассказ, что произошло. Необходимо придерживаться нескольких обычных правил составления обращений по поводу неправомерных действий должностных лиц:

  • Обязательно указывайте ФИО ответственного лица, которое будет рассматривать жалобу в дополнении к названию органа, куда вы ее подаете;
  • Обязательно представьтесь – ваши данные должны быть исчерпывающими, и включать адрес, контакты и т.д. По закону анонимно жаловаться нельзя;
  • В начале жалобы перечислите, куда еще вы направили обращение, а в конце – какие документы и доказательства приложили;
  • В теле жалобы избегайте оскорблений, иначе можно попасть под встречный огонь по обвинению «Оскорбление должностного лица»;
  • Не «выдумывайте» ничего в теле жалобы – указывайте только факты, приберегите свои домыслы, и требуйте лишь того, что действительно соразмерно прегрешению следователя.
  • Не забудьте подписаться и поставить дату составления.

Образец жалобы на следователя в прокуратуру.doc

Основой каждого судопроизводства является расследование. В ходе данной процедуры проводятся всевозможные мероприятия по сбору доказательств, уточнению обстоятельств дела и выявлению фактов, имеющих отношение к разбирательству. Все эти действия проводятся следователем, который и обязан найти виновного и помочь восторжествовать справедливости.

К сожалению, в практике насчитывается множество примеров, когда государственные служащие, проводящие следствие, оказываются некомпетентными, либо действуют непрофессионально. Нередко причиной этому становятся личные мотивы и корыстные побуждения, которые также являются прямым нарушением действующего законодательства.

Россияне, столкнувшиеся с подобным поведением со стороны следователя, могут защитить свои права, обжаловав бездействие или противозаконные действия данного должностного лица. Важно помнить, что эффективность жалобы напрямую зависит от правильности её написания и правильного выбора государственного органа, в который и будет направлена претензия.

Учитывая серьёзность и специфику этого направления, эксперты настоятельно рекомендуют не пытаться решить проблему самостоятельно. Лучше всего, обратиться за консультацией к квалифицированному юристу, способному оказать помощь не только в составлении самого документа, но и подробно объяснить своему клиенту все особенности и нюансы процедуры.

Одним из ключевых моментов обжалования является оперативность. Именно по этой причине лучше всего отдать предпочтение дистанционному общению с юристом. Онлайн консультация не уступает по своей эффективности личному визиту к специалисту, но не требует значительных временных и финансовых затрат.

Жалоба в прократуру на действия следователя

Если поведение или поступки следователя не соответствуют нормам и требованиям действующего законодательства, это является веской причиной для написания жалобы. Право обжалования действий следственных органов закрепляется Уголовным кодексом. В соответствии с ним, жалоба может быть подана в следственный комитет, прокуратуру и суд.

При определении наиболее оптимального варианта следует принимать во внимание характер конфликта и индивидуальные обстоятельства, имеющие отношение к проблеме. Юридическая консультация также поможет правильно сделать выбор.

Предлагаем ознакомиться  Действие коллективного договора

Сам процесс обжалования должен иметь определённый порядок и соответствовать нормам и требованиям закона. Первой ступенью является подача жалобы в следственный комитет. Обязанностью этой государственной структуры является проведение тщательной проверки и наказание виновных.

Органы прокуратуры обязаны следить за тем, чтобы должностные лица следовали нормам, прописанным в действующем законодательстве. Нелишним будет знать, что прокуратура не может отказать в принятии и рассмотрении образца претензии, ссылаясь на другие государственные структуры.

Срок рассмотрения документа прокурором составляет 72 часа. В некоторых ситуациях допускается увеличение этого времени до 10 календарных дней. Результатом рассмотрения дела может стать полное или частичное удовлетворение требований заявителя, а также отказ от их реализации.

Последней ступенью обжалования является исковое заявление в судебные инстанции. В тех случаях, когда дело приняло столь серьёзный оборот, эксперты рекомендуют заручиться поддержкой профессионалов.

Разумеется, можно всё начать сначала, но зачастую, время, установленное законом, уже на исходе, а значит, все старания оказались бесполезными.

Жалоба на следователя в широком смысле — это способ защиты нарушенных прав заявителя незаконной деятельностью следователя при производстве им уголовного дела. По существу это защита от следователя — правонарушителя.

Под понятием — ЖАЛОБА НА СЛЕДОВАТЕЛЯ в данной публикации подразумевается процесс оспаривания как процессуальных действий или бездействий следователя, так и непроцессуального его поведения.

Непроцессуальные действия могут выражаться в хамстве, унижении, оскорблении, запугивании участника по делу.

Естественно, к непроцессуальным действиям относится также и физическое воздействие на участника по делу.

Кроме того, бывают случаи непроцессуальных действий следователя под видом процессуальных. Различить их легко. Если действия следователя не основаны на соблюдения норм уголовно-процессуального законодательства, то такие действия являются незаконными, а, значит, непроцессуальными.

В данном случае, под процессуальностью понимается соответствие действий по делу процессуальному законодательству, а не любое действие следователя по производству дела.

Какие и почему, с какой целью следователи допускают подобные непроцессуальные действия, поведение, я уже писал в публикации о допросе без адвоката.

Конечно, чтобы обжаловать действия следователя, необходимо уметь отличать его процессуальные действия от иных. А для этого, естественно, надо знать уголовно-процессуальное законодательство.

Однако, даже не изучая глубоко нормы уголовного процесса, каждому человеку необходимо обладать неким оптимальным набором познаний, иметь представление в каком направлении прилагать усилия для защиты своих прав. Сложное восприятие юридических понятий может стать для иных серьезным для этого препятствием. Но понять происходящие в следствии без таких познаний невозможно.

Вот, например, статьи 123, 124, 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ участникам по делу (и не только им) право обжаловать действия или бездействия, решения следователя.

Внимание! Жалобу на следователя можно подать вышестоящему его начальству, в прокуратуру или в суд.

Кому жаловаться заявитель выбирает самостоятельно, исходя из обстоятельств, целесообразности и правового значения предполагаемого ему ответа.

— это сама жалоба, когда в ее содержании описываются такие обстоятельства нарушений

— это может быть заявление о противоправных действиях следователя, где описываются обстоятельства его правонарушений

— это может быть ходатайство в вышестоящую инстанцию, прокуратуру или в суд в пределах имеющегося производства

О способах защиты прав с использованием жалоб, заявлений, ходатайств более подробно мною описано здесь.

  • с точного определения нарушений, которые будут изложены в описательной части жалобы (заявления, ходатайства)
  • с определения органа в который будет направляться жалоба (заявление, ходатайство)
  • с определения инструмента такой защиты — заявление, жалоба или ходатайство
Предлагаем ознакомиться  Нумерация должностных инструкций образец

Жалоба является наиболее распространенным и применимым инструментом защиты прав

Порядок обжалования следователя его начальству или в прокуратуру регламентирован статьей 124 УПК РФ.

Согласно которой жалоба должна быть рассмотрена руководителем следственного органа или прокурором в течение трех дней с момента ее получения.

(В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем в обязательном порядке извещается заявитель.)

В статье указано, что по результатам рассмотрения жалобы руководитель следственного органа или прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. О принятом решении уведомляется заявитель, которому разъясняется дальнейший порядок его обжалования.

Предметом надзора прокуратуры является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

  • жалоба является анонимной, то есть не содержит сведений о лице ее подавшем
  • жалоба по содержанию лишена смысла, а в материалах проверки предыдущих обращений (жалоб) имеется документ, свидетельствующий о психическом заболевании заявителя, не позволяющем ему адекватно оценивать происходящие события
  • имеется решение о прекращении переписки. Однако переписка может быть возобновлена, если отпадут основания, по которым она была прекращена.

Ответ руководителя следственного органа или прокуратуры может использоваться заявителем для дальнейшего обжалования не только действий следователя, но и самого этого ответа.

Кто может жаловаться

Сначала убедитесь, что вы имеете отношение к делу, на которое был назначен ваш нарушающий права следователь. «Встревать» в чужие проблемы не получится. Чтобы подать жалобу, вы должны быть:

  • Потерпевшим или обвинителем;
  • Обвиняемым или ответчиком;
  • Защитником;
  • Служащим прокуратуры или суда;
  • Специалистом по переводу с иностранного языка (если он предоставлялся);
  • Свидетелем.

При этом подавать жалобу можно, как и во время самого расследования, если вы заметили нарушение, так и после его окончания – если какие-либо действия сотрудника правоохранительных органов повлекли за собой серьезные последствия.

Обжаловать действия следователя может любой участник уголовного процесса со стороны обвинения, защиты, а также лица, которое способствуют правосудию, в том числе:

  • Должностные лица прокуратуры, следственного комитета, суда.
  • Потерпевший, обвинитель, истец или их законные представители.
  • Обвиняемый, подозреваемый, ответчик или защитник.
  • Законные представители несовершеннолетних детей, которые участвуют в процессе.
  • Свидетели, понятые.
  • Эксперты, переводчики.

Если гражданин не имеет отношения к рассматриваемому уголовному процессу, оснований для обжалований действий сотрудника органов дознания у него нет.

Правила составления

Жалоба в прократуру на действия следователя

Действующим законодательством не предусмотрено строгих требований к форме и содержанию жалобы на следователя. Заявителю достаточно придерживаться общих правил делопроизводства:

  • Лаконично излагать информацию.
  • Избегать использования экспрессивной лексики.
  • Обратить достаточное внимание обоснованию претензий, только обращения с неопровержимыми доказательствами будут рассмотрены в пользу заявителя.
  • Если дознаватель выносил постановления, которые нарушают ваши права, их следует приложить к заявлению.
  • Потребуется указать, какую законодательную норму следует применить в отношении должностного лица.

Совет юриста! Права и обязанности следователя закреплены в УПК РФ, поэтому в случае возникновения нарушений со стороны исполнительного лица, нужно ссылаться на этот нормативно-правовой документ.

Право граждан на обжалование действий дознавателя закреплено в ст. 123 УПК РФ.

Предлагаем ознакомиться  Жалоба на управляющую компанию ОЗОН

Центральный аппарат Следственного комитета

Документ необходимо составить в письменной форме и подать лично секретарю или отправить по почте. В первом случае документу будет присвоен регистрационный номер, поэтому нужно заранее подготовить второй экземпляр заявления, который останется у вас на руках с указанием даты поступления и номера записи в журнале. При направлении жалобы почтой следует отправлять ее ценным письмом с уведомлением о вручении.

Вместо заявителя подавать документ имеет право его законный представитель при наличии нотариальной доверенности.

Заявление можно писать в свободной форме, однако есть обязательные составляющие, среди которых:

  • Название организации и/или ФИО адресата.
  • ФИО, адрес и телефон заявителя.
  • Суть претензий з детальным описанием действий или бездействий следователя, которые повлекли за собой нарушение ваших прав.
  • Дата и подпись.

При необходимости к заявлению можно приложить документы и материалы по делу либо их копии.

Согласно ст.124 УПК РФ, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 дней с момента ее поступления. По результатам рассмотрения выносится решение о полном, частичном удовлетворении жалобы или об отказе в ее рассмотрении.

В исключительных случаях срок рассмотрения подобных заявлений может быть увеличен до 10 дней, однако заявитель должен быть об этом уведомлен. Такие ситуации обычно связаны с необходимостью истребования дополнительных материалов по делу.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о принятом решении. Обжаловать принятое руководителем следственного органа решение можно путем обращения в вышестоящий следственный орган.

Обратиться в центральный аппарат Следственного комитета можно одним из следующих способов:

  • Записаться на прием к руководителю главного управления Следственного комитета.
  • Подать претензию при личном обращении в приемную комитета по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрунзенская, 3а.
  • Направить заявление ценным письмом с уведомлением по адресу для письменных обращений граждан: 105005, г. Москва, Технический переулок, д. 2.

Для обращения граждан предусмотрено также несколько телефонных линий:

  • 8-800-100-12-60 – по этому номеру вы можете сообщить о неправомерных действиях сотрудников Следственного комитета, в том числе о коррупционных проявлениях. Звонки бесплатны с любой точки России, линия работает круглосуточно.
  • 8-800-100-12-70 – телефон для связи с Председателем. Прямая линия работает каждую первую и третью среду месяца с 14.00 до 19.00.

Законодательная база

При составлении жалобы на действия или бездействия следователя необходимо руководствоваться такими законодательными актами:

  1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18 декабря 2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2017).
  2. Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19 сентября 2007 N 17 (ред. от 08.04.2008) «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».
  3. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 N 59.
  4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 N 2202-1.


Свежие комментарии
    Рубрики
    Adblock detector